Василий Бояринцев, как Зеркало Русского
Хиппизма.
Вообще-то «классического хиппи» я представляла другим – воображение рисовало
стандартный вариант: тонкий, сутулый, с жиденькой причёской и закрытым лицом (почему-то
именно такие чаще всего встречаются в метро). А Вася Бояринцев – шикарный! Даже
как-то растерялась, увидев. Рослый, крепкий, курчавый
и усатый, открытый какой-то, благодаря мягким, почти голубым глазам, охочий до
улыбки. Разговор у нас получился интересным и долгим, потому как
необразованность моя вынуждала Василия рассказывать всё с самого начала. Итак,
в том, что в семье коммунистов (чиновника и учителя обществоведения) появился
хиппи, повинен небезызвестный доктор Спок. Начитавшись его, родители
испробовали в воспитании сына принцип вседозволенности. Ну а потом элитная
английская спецшкола завершила начатое: по
информированности в части западных новоявлений её ученики даже в Москве со
многими поспорить могли.
- Каких-то теорий хиппизма
применительно к совку не было и не могло быть в то время, - поясняет Вася,
- как сказал один хороший человек, хиппи – это не течение, не неформальная
организация, хиппи – это состояние души, сродни явлению Божией
Благодати. Такое нонконформистское единение с миром, достижение любви
через отрицание общепринятых ценностей. В этом состоянии может быть любой
человек: и советский школьник, и дворник, и переводчик, и сын дипломата.
Да кто угодно! И вовсе не обязательно бросать всё, как некоторые
ортодоксы, уходить искать Шамбалу, жить на Алтае среди каких-то гуру и
конопли.
Ну, а о том, что хиппизм пошёл по миру откуда-то с Дикого Запада, я всё-таки
знала, а что наши «волосатые» – отбросы общества, пропаганда тоже растолковала.
Поэтому, конечно, очень хотелось узнать от «динозавра», почему они всё это
затеяли.
Разницу между тамошними и русскими хиппи Василий подчеркнул сразу:
- Отправные точки были
совершенно разные. Там это был протест против конформизма, устоев
общества, а здесь было течение мысли хоть и антисовковое, но, в корне
своём, чисто «пофигистское». Поэтому, разумеется, ни в коем случае нельзя
путать хиппи с диссидентами!
На вопрос об идеологии Системы (а иначе чего ж власти её так боялись?)
собеседник замотал курчаво-русой головой, попыхивая сигаретой:
- Наоборот, было отрицание
любой идеологии! Кроме той, что была изначально заложена в нас Господом.
Это-то и было для них самое страшное! А потом, честно говоря, у меня нет
обид на милицию и КГБ, потому что мы сами были, конечно, хороши. (Василий, посмеиваясь, поведал, что в Штатах и в той же Англии
волосатым доставалось и достаётся за самые невинные проделки, а «мы-то
отчебучивали та-а-кооое!..». И искренне
признался, что теперь, когда подобное творит его собственный сын, у него
на голове волосы шевелятся.)
Страшно хотелось узнать, что же они всё-таки "отчебучивали”, но вместо
конкретных примеров услышала только:
- Если честно - порой это
было намеренное, циничное даже хулиганство. По-другому просто не
получалось... Были даже элементы саморазрушения – ну те же эксперименты с
наркотиками… У меня не хватит пальцев на руках и
ногах, чтобы перечислить знакомых, которых я похоронил. Это состояние
давало такую свободу, что для многих наступал беспредел,
фактически людей выносило на повороте. Но смерть в Системе не считали трагедией,
а даже наоборот – признаком крутизны.
- А твои грязные и драные штаны многих до бешенства доводили?
- Кстати, хиппи никогда не
отличались именно грязностью. Это можно назвать неряшливостью,
оборванностью, как угодно, но во всяком случае
большинство хиппи, которых я знал, были гораздо чище среднестатистического
гражданина. А неряшливость… Это специально и
делалось. Вызвать негативное к себе отношение – положительные эмоции для
хиппи: наконец-то я не такой! И все хипповые обиталища обычно, даже несмотря на такую, скажу по обывательски,
бедность, были уютными, приспособленными для жизни жилищами. Самое
интересное, что негативное отношение, именно чисто к внешности, было от
интеллигенции. На низовом уровне чаще всего чисто русское отношение: блаженный, чудак, юродивый. Разумеется, всякие бывали
ситуации, но по большей части так.
- Как хиппи относятся к
национальному вопросу?
- В принципе, национальность
значения не имела, но первое поколение хиппи было всё-таки русским.
Реакция шестидесятников была отрицательной. Левая еврейская интеллигенция
не приняла хиппей. Один Роберт Рождественский написал тогда стихотворение,
которое знал каждый: «Мы – хиппи, не путайте с хэппи, Не путайте с нищими,
денег не суйте…» – так, кажется. Но тут же разразился в ответ Вознесенский,
изобразил хиппей как пустоту, ничтожество. И поэтому гадко было смотреть,
когда уже в перестроечные времена тот же Вознесенский с
Гребенщиковым носился. Потом хипповый стиль каким-то боком в середине 70-х
стал входить в моду даже в обывательской среде: те же длинные волосы,
джинсы. Но здесь опять надо углубиться в историю. Где-то в конце 70-х
пришло, видимо время самоосознания, появилось разделение на Старую и Новую
Системы. Мы - просто жили, купаясь в Благодати и щедро делясь с
окружающими неведомыми доселе ощущениями. А «Новая Система» – это люди не понявшие той Благодати, создавшие что-то вроде
«клуба по интересам» («свело
вместе наше полное отсутствие в существующем тогда обществе...» да
«…любовь к определенной музыке, которая сама была катализатором и
наркотиком» - Саша Пессимист), а потому, зачастую, самовлюблённо
закомплексованные на собственных причёсках, прикидах и рок-н-ролле. Передвигаясь с опаской, чтобы не попортить «клубные прикиды»,
путями, проторенными Старой Системой, они, вдобавок, попрекали попутно
«стариков» за то, что те «в
основном пьют и вообще сильно смахивают на простую шпану».
Не такие, значит, живописные. Сами же, лишённые даже ощущения «состояния
хиппи», старательно изучали западный опыт
попадая, таким образом, из совковой бездуховности в его духовные тупики.
Компенсируя, в итоге, дыры в сознании либо чисто внешним колоритом, либо
наркотой. Таких вот и принимают теперь в метро за «образец» хиппи. А нам
было просто наплевать, что там на Западе творится
– главное, что толчок был нам дан. Мы шли своим собственным путём…
Кстати говоря и время это показало, из первого поколения вышло
больше интересных, настоящих людей, самых неординарных поэтов, музыкантов
- взять хотя бы всем теперь известных Петра Мамонова, Володю Рацкевича или
Гарика Сукачёва. Последний правда в те времена на
Стриту был хотя и младше нас, но изначально симпатягой. Общих приключений
у нас, кажется, тогда и не было. Это потом в
восьмидесятых он пошёл в гору по музыкальной стезе, причём ближе к
панку, чем к хипповым проектам. Наши люди запросто могли себе и не такое
позволить. По секрету могу только сообщить: кулуарно он долго ещё
хвастался перед близкой тусовкой, что не снимает
с шеи заветный «пацифик», несмотря на то, что это могло повредить его
новому имиджу. Да и Мамонов с Рацкевичем тоже: сколько бы с имиджем своим
не экспериментировали - дыхание Старой Системы так в них и не остыло.
Хотя, разумеется, и среди «молодёжи» хватало действительно талантливых
персон, сумевших, найти и раскрыть себя – таких как Умка, например, или
Сольми. Так с ними у нас никогда и не было никаких разногласий. А прочие
«новосистемщики», кто не сторчался, как-то потусовались, похипповали, а
потом – кто в Израиль уехал, кто диссертацию втихомолочку защитил; они
умудрялись, оставаясь хиппи, спокойненько советские институты заканчивать,
вместе с их обязательным «марксизмом-ленинизмом». И как раз именно эти
сейчас больше всех шумят в прессе, что, мол, «хиппи – это предтеча
демократии»…
Ещё
один миф о хиппи – свободная любовь, отрицание брака, а значит, сплошное распутство. Сейчас-то этим никого не удивишь, а в начале
80-х, помню, одно только словосочетание «свободная любовь» приводило в шоковое
состояние…
- Свободная любовь – это не
значит распутство, это просто искренность в
отношениях. Я считаю, что в иной самой обычной обывательской семье –
извиняюсь за выражение – блядства намного больше, нежели в хипповой тусовке. А оформление отношений опять же связано с
какими-то житейскими проявлениями, типа прописки. Я знаю много совершенно
стабильных семей, хотя, честно говоря, сам женат второй раз. Просто
человеку, который большую часть своей жизни провёл внутри Системы,
свойственно, например, неожиданно бросить работу и уехать куда-нибудь,
причём, и жене, и мужу. Это недопустимо для обывателя, который занимается
накоплением материальных ценностей, мечтает о новой машине, новом
телевизоре. Опять же, чисто хипповые семьи характерны большей духовностью,
мне кажется, и многодетностью. Состояние души у хиппи немного детское,
поэтому с детьми у них всегда были гораздо более простые отношения. Хиппи,
когда у него появляются дети, начинает проживать второй раз жизнь вместе с
ними. Человек в состоянии хиппи всё время хочет понять мир, с ним слиться,
а через детей это сделать проще всего. Если говорить о моей семье, то у
нас нет проблем отцов и детей.
- И что, взрослый сын,
Артемий, не доставляет хлопот? Не верю!
- Иногда доводит, конечно,
до кипения. Но у него лучший аргумент: «А ты себя вспомни!» Тогда, говорю,
ты должен надеть пиджак, галстук, стать бизнесменом и быть крутым в эту
сторону, чтобы вызвать взрыв негодования. А ты бываешь круче папы! Хоть он
уже и давно живёт отдельно, бывает месяцами не позвонит,
не сообщит о себе…
- Вась, а ты своим звонил?
- Ну, разумеется, не звонил.
Да нет, это возрастное, и я стараюсь правильно к этому относиться. Но ни в
коем случае, если дело не идёт об элементарной порядочности, никакого
поучительства и указывания дороги - пусть делает, что хочет. Он - хороший,
его часто не хватает рядом...
- Всегда считалось, что
хиппи – космополиты, а на самом деле, существует ли в Системе понятие
Родины?
- Разумеется, существует,
но, наверное, чуть-чуть не в том виде, в каком его представляет обычный
гражданин. У меня есть такое юношеское воспоминание, когда в очередной раз
месяца три меня мотало по Прибалтике, и после, в чистенькой Нарве я пешком
переходил мост в Иван-город. Прошёл, и первое,
что увидел – покосившаяся такая палатка, где совершенно по-русски, без
всяких латинских букв было написано «Продуктовая», и всё. А рядом ходила
курица по бережку травянистому. Честно говоря, меня аж
слеза умиления прошибла. В общем, для меня это было впервые, когда я
понял, что есть такое понятие – «Родина».
- Напоследок – дежурный
вопрос, но без него сейчас не обойтись: каковы политические воззрения
хиппи?
- Ну, если только со
стороны, то, конечно же, ультра. Мне, лично, интересны скорее правые, чем
левые (не те, разумеется, «правые», что называют себя так в Думе). Кажется Черчилль в своё время сказал, что тот, кто до
тридцати лет не был левым – у того нет сердца, а у того, кто после
тридцати лет не стал правым – нет головы. Во всяком случае, лазание в душу
с разными демократическими лозунгами меня очень насторожило и напугало.
Все точки и над всеми буквами, для меня, в конце концов, расставило
Православие, но это уже совсем другая история…
Татьяна Чернова (1994)