Под Занавес ХХ-го. Вельтшмертц.

Разумеется, "Вельтшмертц" - самый "нестандартный" альбом Умки, Броневичка, и всех, кто оказался в нём замешан. Если, конечно, слово стандарт можно хоть каким-нибудь боком пристроить к разговору об этой компании.

Уже обложка альбома, как та пресловутая театральная вешалка, сразу нагоняет самые мрачные предчувствия: ни тебе дорог в бесконечность, ни тебе цветочков на полянках, нет даже пусть конечной, но весьма романтичной станции для паровозика "из Ромашково". Сортир, наполненный страданием, где не хватает разве что г-на Путина, чтобы тот их прекратил непосредственно там. И выше, как бледное резюме этому ужасу, имя творению сему - "Мировая Скорбь" в шизовоготическом изложении. Почти нечитаемый логотип группы где-то сбоку может ассоциироваться разве что с утробным рокотом бачка, как заключительного аккорда всей этой драмы.

А вот теперь, пожалуйста, вдохновившись увиденным, можно и музычкой побаловаться. По амплитуде эклектики "Вельтшмертц" сравним, в рамках всего проекта (Умка и Броневичок, то бишь), только с "Командовать Парадом". Но там, хотя бы всё ясно - разные составы, разные студии в разных городах, вещи, сочинённые в самые разные годы - всё это дало вместе такую залихватскую мешанину, что ломать голову о границах той самой эклектики внутри одного альбома могло бы прийти в голову только самому отъявленному музыковеду. Проще было радоваться в простоте душевной пёстрому интернационалу звука, разному, но одинаково родному, как сама тусовка.

Здесь же всё совсем не так. Сделанный в один присест альбом, с практически стабильным на всём его протяжении составом, включает в себя композиции настолько разноплановые по концепции, что невольно приходят на ум беспощадные Жариковские эксперименты времён позднего "ДК" ("Забудь" и "Как за мир…" без паузы, например). И всё это сразу, прямо в первой половине альбома, заставляет думать, что дальше будет куда страшнее…

Все, кто слушает Умку, следит за тем, что она с завидной регулярностью выдаёт "на гора", прекрасно знают самый главный её секрет: о чём она думает, о том обязательно и поёт. И знают, так же, что мысли в голове у Умки, в поголовном большинстве своём, умные, а, значит, добрые и правильные. Соответственно, и действительность они отражают, пусть по своему, по Умкиному, но вполне адекватно. Значит, слушая её регулярно, проще привыкнуть верить ей на слово, чем ковыряться и заморачиваться, ища совершенно ненужные подтексты в её словах и звуках.

Вот почему, думаю, так пугающе настораживает начало "Вельтшмертца". Кульминация страха наступает где-то после "Суеты Сует", прямо посередине "Колыбельной для зеркала", навевая прямо-таки откровенно суицидальные размышления о всём бренном. Всё, дескать, хана. И только уже настраиваешься устроиться поудобнее в позе "склеить ласты", как вся "Вельтшмертцкая" компашка прямо-таки сдувает тебя, отчаявшегося, с одра упокоения неимоверно бодрящим, хотя и далеко ещё не оптимистичным "Ветром…". Слава Богу, оказывается живут ещё как-то весьма неплохие, хотя и тоже покалеченные судьбой товарищи. И других, таких же, за душу берут. Выкарабкались, значить…

Ну, а дальше, как по накатанной дорожке, как и после всякого кризиса, всё видится просто классным, путёвым и жизнеутверждающим. Не смотря на отдельные, так сказать, трудности. Подумаешь, кто-то куда-то ушёл, когда ещё двадцать пять, но с тех пор и столько сук попропадало, и столько мест попеременилось, что вот уже и "под сорок", а жизнь идёт себе, и ничего…

Понятно? Всё, оказывается, прямо как на самом деле. Как в каждой, отдельно взятой, честной и правильной, пусть даже с закидонами, жизни. Ну, подумаешь, занесло в депрессуху, в самый что ни на есть вельтшметц, ну и что, с любым бывает, фигли кочевряжиться, не ложиться же помирать, на самом деле, в каждом подобном случае. Лучше оглянись вокруг ещё раз повнимательнее и держи нос по ветру. Тогда и прорвешься всюду.

Как это делает Умка.

Прислушайся.

 

Козельск. Январь, 2000г.

Назад

Hosted by uCoz