Иеромонах о.Сергий (Рыбко)

ОХОТА НА "ВЕДЬМ"

"Есть большое искусство и малое. Вот малое бывает так: есть звуки и свет. Художник - Это человек, могущий воспринимать эти, другим невидимые и неслышимые, звуки и свет. Он берёт их и кладёт на холст, бумагу. Получаются краски, ноты, слова. Звуки и свет как бы убиваются. От света остаётся цвет. Книга, картина - это гробница света и звука. Приходит читатель или зритель, и если он сумеет творчески взглянуть, прочесть, то происходит "воскрешение" смысла. И тогда круг искусства завершается. Перед душой зрителя и читателя вспыхивает свет, его слуху делается доступен звук. Поэтому художнику или поэту нечем гордиться. Он делает только свою часть работы…
Люди только убивают слова и образы Творца, а затем от Него полученной силой духа оживляют их. Большое искусство - слово убивающее и воскрешающее (Псалмы Давида), но путь у этому искусству лежит через личный подвиг художника, это путь державы, и один из многих тысяч доходит до цели".

Преподобный Нектарий Оптинский.

Статья адресована православным, интересующимся вопросами современной культуры. Она имеет целью опровергнуть сложившиеся в некоторых кругах и выдаваемое за учение Церкви мнение о греховности и принципиальной неприемлемости современной культуры и одного из его направлений - рок-музыки.

Должно признать, что некоторые рок-группы действительно легкомысленно относятся к сатанинской символике, а некоторые даже заявляют, что исповедуют культ диавола. Например, группа "Kiss", музыканты которой выступают с рогами и хвостами. Говорят, что один из этих музыкантов во время концерта захлебнулся насмерть своей собственной рвотой.

Но не все, кто приклеил себе рога, непременно сатанисты. На самом деле сатанистов очень немного: такого рода песен не наберётся и пол процента. Большинство же просто по молодости не понимает, что делает, не воспринимает эти вещи всерьёз. Часто просто пугаются некоторой экстравагантности и эмоциональности молодёжи. Проще ведь обвинить, приклеить ярлык, чем разобраться. Мы же, не обвиняем в сатанизме людей, которые по неразумию поминают нечистую силу в качестве ругательства, или мальчишку, который рога и хвост кому-нибудь подрисовал. Есть такое хорошее слово - мракобесие.

Вот очень характерное высказывание руководителя группы AC/DC, помещённое в одной "анти-роковой" брошюре, которое как раз опровергает выдвигаемые там обвинения: "Чем мы занимаемся - это только шутка… Никакие сатанинские посланники не подталкивают нас, нам нужно только найти строку, по рифме подходящую к следующей". Непонимание истин христианства, в частности, серьёзности адских мучений - ещё не есть сатанизм, а есть незнание, глупость.

Часто так же обвиняют в сатанизме Оззи Осборна, в своё время вышедшего из группы "Black Sabbath" (в переводе "Чёрный шабаш") и выступающего самостоятельно. Однако, когда музыкант в 1988 году приезжал в Россию, один мой друг, священник, общался с ним лично и убедился, что Осборн - истовый католик, является противником наркотиков, не курит, не употребляет никаких сколько-нибудь крепких спиртных напитков. То, что он бросил всё это, по крайней мере, в середине 80-х годов - это известный факт. Несмотря на эпатажные выступления своей юности, в песнях последних альбомов Осборн часто обращается ко Христу, и отнюдь не в кощунственном смысле. Да и раннее творчество "Black Sabbath" не так однозначно, хотя их постоянно обвиняют в сатанизме. Вот поразительный текст одной из их песен:

После Вечности (1971г.)

"Ты когда-нибудь думал о своей душе - может ли она быть спасена? Или ты думаешь, что когда умрёшь, навсегда останешься в гробу? 
Разве Бог только мысль в твоей голове или Он часть тебя самого? Разве Христос - это только имя, о котором ты некогда читал в книге, когда учился в школе? 
Я вижу Истину. Да, я вижу свет, и я изменил свои пути. В конце своих дней я буду подготовлен, а ты будешь одинок и в страхе. 
Возможно, ты боишься того, что скажут твои друзья, когда узнают, что ты веруешь в Бога? Прежде чем критиковать, они должны были бы познать, что Бог - единственный путь к Любви… 
Я думаю, что люди, которые распяли Христа, были такие, как ты. Это печально, что ты согласен с их мнением. Когда подойдёт смерть, будешь ли уверен в своём деле и сможешь ли сказать, что ни во что не веруешь? У тебя была возможность, но ты её отклонил, и теперь уже никогда не сможешь поправить это. 
Может быть, ты всё же подумаешь, прежде чем сказать, что Бог мёртв и забыт. Открой глаза и познай, что Он единственный. Кто может спасти тебя от всех твоих грехов и от твоей ненависти. Или ты будешь всё ещё глумиться над тем, что теперь слышишь? - Да… - Я думаю, что для тебя всё слишком поздно."

Судите сами, о чём эта песня, и может ли это быть лицемерной подделкой?

Вокалист группы "Queen" Фредди Меркури был очень верующим и часто в песнях обращался к Богу, хотя их концерты были очень фееричными.

Многие из тех групп, которые используют в текстах песен, на первый взгляд, антицерковные выпады, на самом деле выступают не против соборной Апостольской Церкви, а против еретических сонмищ Запада. Они не приемлют ересь, себя же считают верующими людьми и христианами. Поэтому в Православной России как такового сатанинского рока не существует - он не привился.

Вообще, отождествлять всю рок-музыку с представителями сатанинского рока есть беззастенчивая спекуляция. Это всё равно, что всю литературу сводить к оккультным книгам или обвинять Пушкина в сатанизме за "Сцену из Фауста" или стихотворение "Ниспровержем престолы и алтари". Много говорилось о вере и благочестии А.С.Пушкина. Но юный Пушкин, восемнадцати-девятнадцати лет писал стихи, в общем-то, и против Бога, и против Церкви, и против Государя. По молодости человек не понимал, что делал. Став старше, раскаялся, и начал писать совсем по-другому. Есть у него и очень глубокие покаянные стихи. Нельзя же сжечь Пушкина только потому, что у него есть несколько стихотворений, неприемлемых для православного человека.

В сатанизме обвиняют и известнейших композиторов, чья музыка считается классической. Это говорят, например, о Скрябине. Как известно, у Моцарта есть произведение масонского характера "Волшебная флейта".

В критической работе французского ксендза, на которой в той или иной мере основывается большинство противников рок-музыки - в том числе и глубоко уважаемый мной архим.Лазарь (Абашидзе) - содержится немалое доля клеветы, которую не так легко обнаружить русскому читателю. В частности, западный автор распространил утверждение, что текст песни "Лестница на небеса" группы "Led Zeppelin" имеет оккультный характер, в нём упоминается оккультный персонаж королева Мая. Один мой знакомый батюшка, бывший музыкант, хорошо знающий английский язык, когда я ему об этом сказал, перевёл мне эту песню. Оказалось, что содержание её таково: жила-была девушка, которая считала, что всё можно купить. Она начала всё покупать и в конце концов решила купить небо. Поставила лестницу, стала взбираться, упала и разбилась, потому что небо купить нельзя. Вполне христианский смысл. К слову сказать, группа "Led Zeppelin" дала в 1978 году благотворительный концерт, все средства от которого пошли на помощь детям Бангладеш, где в то время был голод. Это миллион долларов, между прочим. Я не думаю, что сатанисты будут так поступать.

Критики утверждают также, что в рок-композициях содержится некая разрушительная информация на подсознательном уровне, наподобие пресловутого двадцать пятого кадра. Утверждается, что таким образом слушатели, например, вступают в общение с сатаной. Простите, абсурд! С сатаной можно вступить в общение только сознательно, то есть, имея желание, либо бессознательно - исполняя волю страстей, посредством совершения грехов. Если бы это обвинение было справедливо, то после рок-концерта все бы бежали приносить жертву сатане. Некоторые факты хулиганства, конечно, бывают, но гораздо меньше, чем у хоккейных и футбольных фанатов.

Если у рок-групп есть безумные поклонники-фанаты, то не всегда в этом виноваты музыканты, так как фанатизм и ажиотаж бывает даже вокруг самых святых вещей и самых святых личностей.

Утверждение, что вообще что бы то ни было можно передать на подсознательном уровне, сомнительно само по себе и отдаёт оккультным мировоззрением, наподобие веры в "сглаз" и "порчу". Даже загипнотизировать можно только такого человека, который разрешает поставить на себе этот опыт и добровольно поддаться гипнозу. Верящие в чёрную магию считают, что если про человека неприязненно говорить, то это плохо подействует, "наведёт отрицательные энергии". Но если рядом со мной находится китаец или индус, которые на своём языке осыпает меня бранью, то, хоть он и погрешает грехом злословия, мне это совершенно безразлично, потому что я не понимаю, что он говорит. Поэтому его слова вряд ли способны принести мне вред.

Говорят, будто бы, если прокручивать записи рок-музыки в обратную сторону, там содержатся богохульства и обращения к сатане. В частности, это всё время приписывают уже упомянутой нами песне "Лестница на небеса" группы "Led Zeppelin". Мои знакомые на профессиональной аппаратуре неоднократно проигрывали её назад, пытаясь обнаружить эту зашифрованную запись, и ничего не находили.

В целом всё это очень напоминает истерическую борьбу с ИНН-ами.

Составители "анти-роковых" брошюр часто утверждают, будто бы музыканты группы "Beatles" за свою известность продали души сатане, поэтому их музыка стала настолько популярной. Но если необычайный успех и популярность объяснять связью с демонами, в таком случае в этом нужно обвинить всех талантливых и известных в какой-либо области людей. На самом деле Битлы, будучи чрезвычайно талантливыми, начав выступать, когда им было по шестнадцать лет, очень много работали. Уникальным было соединение творческих талантов Леннона и Маккартни. Благодаря прекрасному сочетанию голосов, звучание "Beatles" исключительно гармонично. Преступив некоторые музыкальные каноны, своими смелыми творческими решениями они создали совершенно новый музыкальный стиль, новое слово в музыкальной культуре, созвучное человеку ХХ века. В своём творчестве они предвосхитили почти все направления рока. До сих пор во всех музыкальных рейтингах их музыка остаётся самой популярной, несмотря на то, что прошло уже тридцать с лишним лет с тех пор, как они распались. Их альбом "Revolver" признан наиболее популярным альбомом ХХ века. Всё это - исключительно результат их труда и таланта. Я не думаю, что диавол обладает властью подчинить музыке "Beatles" миллиарды людей. По сути его власть иллюзорна. Кроме того, диавол есть лжец и отец лжи - он всё время обманывает, не исполняя своих обещаний.

Для русских же людей "Beatles" имели совершенно особое значение. Услышав прекрасную музыку, которую советская пропаганда всячески поливала грязью, люди начинали понимать, что их вообще бессовестно обманывают. И в этом смысле для нас "Beatles" сделали больше, чем для своих соотечественников и всего западного мира, для которого они всегда были доступны. Так же, как в крылатой фразе "поэт в России - больше, чем поэт", можно сказать, что рок-музыка в России - больше, чем просто направление музыки, и "Beatles" - больше, чем одна из групп. К очередной годовщине смерти Джона Леннона газета "Times" выпустила передовицу, в которой говорилось, что музыка "Beatles" вложила большой вклад в разрушение "железного занавеса", чем что-либо другое, так как на ней воспиталась целое поколение людей в России, которые больше не желали жить за "стеной", отделявшей их от остального мира.

 Силы Небесные, так пожалейте же
 Бедную нашу страну!
 Пусть виноватую, пусть миром клятую,
 Но, всё же, такую одну…
 Мы слезами горькими плакали,
 Мы сыты кровавыми драками,
 Силы Небесные,
          пожалейте нашу страну!

"ЧайФ"

"ВЕСТНИК СВЯТО-ПАФНУТЬЕВА БОРОВСКОГО МОНАСТЫРЯ" 5 -11 августа 2002 г. (еженедельник издаётся по благословению Высокопреосвященнейшего Климента, архиепископа Калужского и Боровского)

 

Если стало интересно, то продолжить этот разговор полезно будет на сайте Храма Святого Духа настоятелем которого является автор этой статьи - о.Сергий (Рыбко) или на сайте Армия АлисА где о.Сергий отвечает на вопросы по этой теме.

 И ещё много интересного на эту тему можно узнать из статьи А.Непомнящего
"Православие и рок-музыка".

 

Продолжение | Назад

 

Hosted by uCoz