Звезда ДК.
Сняли с пресловутого
подпольного рока последние оковы, и… стало скучно. Целая плеяда блистательных
героев андеграунда канула в Лету вместе с недоброй памяти недавним прошлым.
Новые же кумиры, лишённые этого
ореола таинственности, кажутся порой пресноватыми, несмотря на крутизну и
эпатаж.
Впрочем, одна команда ещё
не перестала будоражить умы. Какие только легенды не слагаются до сих пор
вокруг неё, известной с самых что ни на есть “подпольных” времён.
…Сегодня “ДК” стали чуть
доступнее заинтересованному слушателю. Практически все альбомы изданы большими
тиражами, в периодике появились статьи лидера группы С.Жарикова о проблемах
“русского рока” и ещё много о чём. По телевизору, в программе “Экзотика” прошёл
сюжет об истории группы, с Жариковым же в главной роли.
Но элемент таинственности
вокруг “ДК” не исчезает. Это обусловлено, в первую очередь, тем, что весь
последний период – это сугубо студийный коллектив, работавший в стиле, который
они сами определили как “радиотеатр”. В этих программах широко использовались,
наряду с песенным материалом, самые неожиданные приёмы – от мелодекламации до
коллажей из речей политических деятелей, от самого крутого панк-рока до
классики.
Все последние работы “ДК”
строго выдержаны в духе русского патриотизма, тема возрождения национального
самосознания проходит красной нитью как через смысловой, так и через
музыкальный ряд каждой программы группы.
Среди поклонников “ДК” и
джазмены-авангардисты, получающие эстетическое удовольствие от необычного,
всегда нового звучания группы, и патриотически настроеная часть молодёжи,
находящая в творчестве “ДК” созвучные им политические оценки, и, конечно,
наиболее радикально настроенная часть “рок-тусовки”, которой импонирует
“крутизна” затрагиваемых группой проблем.
Последний, тридцать третий
по счёту, альбом называется “Пожар в мавзолее”. Судя по неожиданно быстрой
реакции на него, причём как челябинских меломанов, так и столичных панков –
альбом получился удачным. Хорош вокал И,Белова, сильна подборка документального
материала, удачно использованы в контексте сюжета фрагменты из произведений
Скрябина и Прокофьева. Нельзя не отметить и великолепную общую режиссуру
программы – сорок пять минут звучания проходят на одном дыхании.
Персоны, населяющие
“Пожар…”, на первый взгляд, пугающе гротескны. Чего, например, стоит такое:
Ухватив головку детску,
Стал её зубами мять,
Стал порочить власть советску
Лидер общества “Память”.
Или образ мечтательного
палача “эпохи сталинизма”:
С каким же счастьем я
В рассветный час июля
Всадил тебе три новеньких
блестящих пули
В тот долгожданный год –
тридцать седьмой.
Но вот фигура из совсем
иного времени, гораздо более близкая:
В битлосне разгляжу Мессию,
Как Христос волоса отпущу.
Неформальный я и красивый,
Только Сталина не прощу.
Бесподобен монтаж из речей
Хрущёва, договаривающегося в словесном жонглировании до полного абсурда. Но
почему эти, и многие другие “герои” альбома так естественны и так легко
узнаваемы? Не потому ли, что это всего лишь череда жутковатых стереотипов,
сложившихся в долгие годы подавляемом, а теперь воспалённом сознании обывателя,
эдакая распоясавшаяся колода игральных карт из “Алисы в зазеркалье”?
К концу “Пожара в мавзолее”
пессимизм слушателя должен достичь апогея, но вот тут-то вдруг мощным аккордом
звучит завершающая композиция альбома – “Кто разрушил тебя, златоглавая Русь?”
Во время всеобщего
рок-упадка богатое наследие группы “ДК” завоёвывает всё новых поклонников.
Возможно, секрет успеха в мировоззренческих аспектах их творчества? А значит,
идея “русского рока” – не миф, ведь именно на этой скале так уверенно покоится
твердыня, всё чаще называемая “феноменом ДК”.
“Советский Патриот”
№26(6005) 1990г.