Нина
Павлова
«ОЙ ВЫ, ГОЛУБИ, ОЙ ВЫ, БЕЛЫЕ!»
Случай с профессором
Вернулась я в августе в Москву из деревни и сразу же
позвонила ближайшей подруге.
-
Прости,
не могу говорить, - ответила подруга. - Папу схоронили вчера.
-
Давай
я завтра к тебе приеду?
-
Умоляю,
не приезжай. Я не открою дверь!
Так
продолжалось два месяца - звоню, а подруга бросает трубку, запрещая приезжать
к ней. Тут было явно что-то неладное. Конечно,
горе есть горе, но два месяца изрядный срок для траура, тем более что смерть отца
не была неожиданной. Он умер уже в глубокой старости, а перед этим несколько
лет угасал в параличе. К сожалению, попытки
подруги обратить отца к Богу не имели успеха - он был в свое время профессором
кафедры научного атеизма и антирелигиозником старой закалки. Веру в загробную жизнь профессор называл
«сказкой для малодушных» и, запретив дочери
отпевать его в церкви, завещал распорядиться его останками «практично» и «гигиенично». То есть сжечь его тело в крематории, а
пеплом удобрить клумбу
Удобрять клумбу столь кощунственным образом подруга не
стала, но захоронила урну с прахом отца в могиле его православных родителей, крестивших сына
еще во младенчестве и водивших его в детстве за ручку в храм. А после кремации
начались странности — подруга перестала
выходить на работу и, затворившись в квартире, не пускала на порог никого.
Когда же обеспокоенные коллеги приехали навестить ее, она отказалась открыть им дверь, а в квартире кто-то громко и страшно
стонал.
На работе всполошились и позвонили мне с упреком:
«Неужели ты не можешь навестить подругу и выяснить, что происходит? Там, похоже, какой-то
кошмар!? Навестить подругу я очень хотела. Но как это сделать, если твердо
обещано, что не откроют дверь? Думала я, думала и придумала. Однажды подруга
взяла у меня книгу, а потом долго извинялась,
что забывает вернуть. Книга была мне не нужна. Но, позвонив подруге, я сказала «металлическим» голосом:
-
Немедленно
верни мою книгу! Она мне срочно нужна для работы.
-
Но
я, я, — залепетала подруга, — я не могу пока выйти из дома.
-
И
не выходи. Сейчас я подъеду к твоему дому, сяду на лавочке у подъезда, а ты вынесешь книгу и все.
Просидела я на лавочке где-то минут сорок и, не дождавшись
подруги, позвонила ей в дверь. В ответ на звонок из квартиры послышался похожий на рыдание
вой, крик подруги: «Не плачь, папочка!» А в
квартире с нарастающей силой что-то грохотало, выло, рыдало, и вдруг разом закричали от ужаса подруга и ее мать.
Там творилось такое, что в безпамятстве страха я замолотила в дверь руками и ногами, выкрикивая непотребное:
-
Открой
немедленно! Я дверь разнесу!
-
Прекрати истерику, Нина, - ответила из-за
двери подруга. - Спускайся вниз, я выйду
сейчас.
Вскоре она, действительно, вышла из подъезда. Но в
каком виде? Краше в гроб кладут.
-
Говори,
что случилось, - приступила я к подруге.
-
Папа жив и после
кремации живет с нами, - сказала она тихо.- Папа очень страдает, но так изменился
после смерти, что не выпускает нас с мамой
из дома даже за продуктами в магазин.
-
А
чем питаетесь?
-
Сначала
варили крупу на воде, а потом крупа кончилась.
У меня была с собою буханка горячего хлеба,
купленного по дороге сюда. - «Хлебом
пахнет! – оживились подруга. - У тебя есть
хлеб?» И по тому, с какой жадностью она набросилась на хлеб, я поняла - она голодает. А подруга вдруг заплакала
над хлебом горючими слезами:
- Ты же знаешь папу -
благороднейший человек, а теперь такое творит, что стыд но рассказывать, и мы с мамой уже в голос кричим.
-
Ты
отпела отца?
-
Хотела отпеть. Пришла в церковь и спросила у одной
бабушки: «Можно ли мне отпеть папу, если он человек крещеный и в детстве веровал в Бога,
утратив вору потом?» А старушка как рявкнет на меня: «Грех безбожников в храме
отпевать! Им одна дорога - в геенну!»
-
Нашла
кого спрашивать?! - ахнула я. - Ты что — к батюшке не могла обратиться?
-
Батюшке
надо правду говорить. А разве можно про папу стыдное рассказывать?
В
этом вся моя подруга - она, действительно, неспособна сказать о ком-то худое, а
про любимого папу тем более. И тут я впервые догадалась о причинах, заставивших
ее таиться от всех: ей легче голодать и
терпеть нестерпимое, чем осудить и «опозорить» хотя бы призрак отца.
По
договоренности с подругой я тут же поехала в Свято-Данилов монастырь и
рассказала эту историю духовнику монастыря архимандриту Даниилу, еще иеромонаху
в ту пору. Батюшка долго молча молился,
сказав потом категорично: «Немедленно отпеть!» На следующий день в храме Всех святых состоялось
отпевание усопшего, и призрак после этого из квартиры исчез.
С
тех пор прошло уже лет пятнадцать, но объяснения этой истории я не знаю и
поныне, хотя спрашивала о том богомудрых
отцов. Но тем-то и отличается мудрость от невежества, что ей ведомо
благоговение перед тайной, непостижимой земным умом. На мои вопросы отвечали
вопросами: а что мы знаем о кончине человека, когда уже в предсмертные, бывает,
минуты вдруг обращается к Богу заядлый атеист
и умирает в слезах покаяния? И нам ли понять тот ад мучений на
мытарствах, когда кричит и стенает душа? На том свете неверующих нет — душа уже видела Бога и знает отчетливо,
где тьма, а где свет. Вот и «стучится» иногда
страдающая душа в мир живых, умоляя помочь, отпеть, помянуть.
Чуть позже и уже в Козельске мне рассказали похожую
историю, когда бабушка-коммунистка, бывшая в юности ревностной прихожанкой, являлась после
смерти родным и так буянила в доме, что все не просыхали от слез. Старец
сказал, что бабушка застряла на мытарствах и буйствует от невыносимых мучений.
И тогда трое из этой семьи ушли в монастырь, отмаливая бабушку и верша свой
подвиг любви.
Через
эти две истории мне и открылось, что заповедь о любви к ближним распространяется не только на живых, но и на наших
усопших. Они тоже люди. Тоже живые. Просто мы мало знаем о них. С той
поры я стала охотно помогать на отпевании. А однажды, уже в деревне, вызвалась почитать у гроба псалтирь, не
подозревая, что окрестное население тут же зачислит меня в «читалки», не
спрашивая на это моего согласия, да и не интересуясь нм. Но тут
начинается уже другая история, требующая своего пояснения.
Поминки
Прежде
чем пояснить, что такое деревенская «читалка», надо хотя бы немного рассказать
о деревне возле Оптиной пустыни, где я однажды купила дом. Соседи мне попались
хорошее, но люди сплошь нецерковные. То есть, уверяют, что в Бога веруют, но в церковь не ходят, находя тому множество причин:
«сенокос», «уборка», «некогда». А однажды услышала такое объяснение:
-
Мне
в церковь нельзя, - сказала одна женщина. - Я черный человек.
-
Это
как - черный?
-
Да ведь дояркой всю жизнь работала. А пастухи у нас такие
матерщинники, что коровы
кроме мата иных команд не признают. Что поделаешь? Выражалась. Вот и жду теперь, пока чернота с души отойдет, чтобы в
церковь неосужденно войти.
Помню, как уговорила однажды соседку сходить в храм,
а та призналась потом:
-
Ох,
и намучалась – еле вытерпела! Стою в церкви, а сама, как конь, ногами перебираю
– надо картошку бежать окучивать и
поросёнку поуло варить. Выстояла службу через силу воли, а толку?
И то верно — невольник не богомольник, а душа моей
соседки так прикипела к земным заботам, что от земли ее не оторвать. Но все же
вопрос о нецерковности или подспудной воцерковленности здешних людей не так
прост, и вот сценка из жизни восьмидесятых годов.
На правлении колхоза выступает представитель райкома партии и говорит грозно: «Чтоб на Георгия выехать в поле и до Николы
отсеяться, а иначе партбилеты на стол! Ясно?»
— «Ясно, ясно»,— гудят колхозники, понимая без пояснений, как обозначены сроки посевной. Знание церковного календаря здесь,
похоже, в крови, и цикл сельскохозяйственных
работ прочно увязан с ним.
-
Когда
лучше сажать огурцы? — спрашиваю у бабушек.
-
Под
Троицу, милая, под Троицу. В наших краях испокон века под Троицу сажали - без всяких парников, плетушками, а огурцов
было - не обобрать.
Есть
в здешних краях обычай - для поминания усопших пекут «лествицу», то есть
печенье в виде лесенки. Почему надо печь «лествицу», объяснить не могут, но
объяснение этому есть. Здесь примонастырская
земля, где из поколения в поколение жили Богом и для Бога, а любимым домашним чтением по деревням была «Аествица» преподобного
Иоанна Аествичника. Вот и осталась от прежних времен эта рукотворная
«цитата» из книги в напоминание о боголюбии
былых христиан.
Семьдесят лет гонений на веру разрушили до обломков
православное мировоззрение народа. И все-таки даже самый нецерковный из здешних людей обязательно
бывает в храме три раза в жизни: во младенчестве его крестят, после регистрации
брака венчают, а потом уже в гробу везут в церковь для отпевания. Но если
крещение и венчание отчасти дань обычаю, то
при погребении обнаруживается искренняя вера народа в иную, загробную жизнь. Тут уже Церковь - мать родная, а «читалка»
позарез нужна.
Говорят,
жили некогда в здешних местах старицы, читавшие Псалтирь по усопшим. Потом их
не стало, а схоронить человека без молитвы по заупокойной псалтири - это, по
здешним меркам, как бы цинизм. И стоило мне однажды прочесть кафизму у гроба,
как деревенское сарафанное радио разнесло
новость - в таком-то доме «читалка» живет. Уже через день возле моего дома затарахтел грузовик, и кто-то крикнул из кузова:
-
Нин
Лександровна, ехай с нами!
-
А
зачем?
-
Дак
Параскева преставилась - читалку зовут.
Словом,
назвался груздем, полезай в кузов. Читать
Псалтирь я люблю. Но деревенская «читалка» еще и уставщик православного обряда погребения, подсказывающий людям,
где и как поступить. В этом плане
«читалка» из меня никакая. Пробовала я отказаться, но батюшка сказал: «У людей горе, а ты не хочешь помочь? Бог
благословит—читай». Вот и стала я «читалкой» по принципу — на безрыбьи и
раку честь. «Читалка», наконец, должна быть человеком решительным, чтобы
пресечь непотребства у гроба. Нынче это бывает, и вот одна современная быль.
На похороны кроткой боголюбивой старушки Параскевы съехался весь ее род -
пятеро сыновей с женами и со своими уже взрослыми сыновьями, на голову
переросшими отцов. Сразу же по приезде сыновья решили отправиться на кладбище,
чтобы выбрать для матери самое благоуветливое
место и благоустроить ее могилу по-старинному - в виде склепа, а не в виде той
нынешней ямы, куда тут же затекает
вода. «Нельзя», - остановила их в дверях могучая женщина Пахомовна, тут
же перечислив другие «нельзя». Нельзя, чтобы покойницу обмывали и переоблачали родные руки - надо звать
чужаков. Родным нельзя нести гроб. А уж выкопать самим могилу на совесть
- и подавно нельзя. Почему нельзя, Пахомовна не знала, объясняя с важностью:
«Таков наш русский православный обычай». Вот и ждет родня в смущении «читалку»,
чтобы спросить: как поступить?
К сожалению, я не особый знаток обычаев, но по этнографии мы изучали, что эти якобы «русские»,
«православные» обычаи пришли к нам с мусульманского Востока. И если православные относятся к усопшему с благоговением -
это образ Божий, то по восточным
поверьям тело покойника настолько нечисто, что оскверняет даже прикосновение к нему.
Там покойника несут на кладбище изгои общества, живущие в скверне и привычны к
ней. Впрочем, и у европейцев могильщик зачастую изгой, ибо связан со скверной -
с мертвецами. А мертвец - это нередко
коварный злой дух - «рух» по-восточному, а по-русски «навьё». С одной стороны, навьё стараются умилостивить и
ставят перед его портретом в виде жертвоприношения рюмку водки с хлебом. С
другой стороны, от навья защищаются приемами погребальной магии и
завешивают зеркала, ибо взгляд навья через зеркало
особо опасен. Навьё стараются перехитрить, и после выноса покойника «выметают» и «вымывают» его след из дома, а потом бросают на
дорогу еловые ветки, чтобы навьё
«забыл» дорогу к живым и не утащил их за собою в могилу.
Словом, когда я вошла в дом Параскевы, энергичная
Пахомовна уже привела туда команду мужичков, нетвердо стоящих на ногах. Мужички эти мне были
знакомы вот с какой стороны. Пришли они
однажды чинить мне забор, но, приняв перед работой на грудь, тут же
рухнули вместе с забором, блаженно проспав весь день. Вот и теперь, стараясь
сохранить равновесие, они тянут свою известную песню: «Вы нас, хозяева,
полечите-похмелите, а мы вам обмоем, зароем
или выроем, если хошь». Хозяева, пряча глаза, выносят Пахомовне бутылку
водки, а та заводит сладкоголосо новую песнь: «По нашему русскому православному
обычаю первую рюмку наливаем навьё». И тут я сделала то, что неспособна сделать, если не довести меня до белого
каления. То есть, выпроводила эту компанию
пировать на лужок. Мужички даже обрадовались - их уже клонило к земле, и
манил лужок. А Пахомовна сказала гневно: «Русских обычаев не знаешь, а лезешь
читать!»
И то верно. Куда лезу? А сыновья обрадовано зашумели:
«Правильно, правильно. Не позволим пьяндохам прикоснуться к маме! Она нас в детстве на руках
носила, и мы ее к Богу на руках понесем». Так и несли они гроб до самой церкви,
воздавая матери последнюю честь. Сыновья у
Параскевы красивые - рослые, непьющие, сильные. И старушки крестились
им вслед:
-
Хороших
людей Прасковьюшка выпестовала, и ведь гроб, как святыню, несут.
-
Не
по закону несут, — поджала губы Пахомовна, — родным не положено. Ох, как аукнется
потом, знаете?
-
Знаем,
знаем, — рассердились женщины. - Тебя и нас пьяндохи к могиле снесут и в лужу уронят, поди, как Егорыча.
-
Тебя,
Пахомовна, точно уронят, — благодушно поддакнули мужчины. - Ты у нас
дама укрупненная, с весом. Не горюй, Пахомовна, - слона выпишем, чтобы по русскому
обычаю тебя до рая довез.
Но
уже близко монастырь, и разговоры стихают. Будто встречая нас, звонят колокола, а все крестятся и дружно поют:
«Святый
Боже, Святый крепкий, Святый безсмертный, помилуй нас!» И вдруг преображаются
лица людей, будто коснулась сердец благодать.
К сожалению, такое бывает редко. Сегодня появилось такое
множество дичайших неоязыческих «табу», что люди сникают под давлением «обычая» и,
страшась причинять вред родне (а кто в селе не родня?), приглашают нести гроб
все тех же «пьяндох». Правда, теперь все чаще зовут на помощь паломников, и уже
многие из монастыря ходят читать Псалтирь по
усопшим. Надобность во мне как в «читалке» со временем отпала, и я вздохнула с
облегчением. Все-таки это непросто — войти в дом, где столько горя, и начать поневоле хозяйничать. А делать это проходится,
потому что надо готовить все к отпеванию, а что усопший, что родня — все
без крестов. То есть крестики где-то в доме есть, и все, спохватившись, ищут их:
-
Мам,
да они ж на божнице лежали!
-
Дак с божницы их Иван для венчания брал.
Ванята, где крестики?
-
Разве
упомнишь?
Наконец, все с крестами, начинается молитва, и в доме уже
благоговейная тишина. Родные крестятся вместе со мною, кладут земные поклоны, а потом уходят
на кухню готовить поминальный обед.
Поминки
дело многохлопотное. На кухне жарят, варят, шинкуют, и о чем-то зычно говорит
Пахомовна. О чем—не слышно, но догадаться несложно, потому что с кухни приходит
вдова и кладет в гроб мужа его очки и часы. Следом заглядывает сын:
-
Теть
Нин, а Пахомовна говорит, что надо положить в гроб папы его инвалидную коляску. Это как - по частям разобрать?
Тут
уже и я иду на кухню и начинаю рассказывать про скифский курган, где погребали
воина в полном боевом снаряжении, снабдив припасами в дорогу. Потом в могилу
опускали его боевого коня и жену, предварительно умертвив их. Намек всем
понятен, и вдова, ахнув, говорит Пахомовне:
-
Выходит,
по скифской моде хороним? И меня в гроб положишь, Пахомовна, а?
-
Я
про русский обычай, а они про скифов, - негодует Пахомовна. - Он же участник войны с орденами и инвалидная
коляска ему в почет!
-
Дикари
мы нынче, и хуже скифов, - вступает в разговор брат вдовы. - Знаете, как Юрия Петровича хоронили? «Покойник, — говорят,
— любил выпить». И положили в гроб бутылку водки. «А еще наш дорогой
покойничек любил газету «Советский спорт»». И газету в гроб запихали. На том
свете ведь нечего делать, кроме как про спорт почитать, особенно советский.
-
Москвичи еще почище чудят, - добавляет приехавший из
Москвы родственник. - В гроб мобильник кладут и переносной телевизор. Скоро «Мерседес» будут
в гроб загонять, чтобы были мы скифскими новыми русскими.
Скифская мода единодушно осмеяна, и я со спокойной
совестью ухожу к иконам читать Псалтирь. И все-таки инвалидную коляску на кладбище опустили в
могилу. Вот ведь сила Пахомовны - убедила
людей.
Однажды был случай почти мистический. Батюшка освятил
могилу, и под пение «Святый Боже...» гроб стали благоговейно опускать в нее. И вдруг по команде
Пахомовны неверующая родня швырнула под гроб
в могилу жертвоприношение навье - горсти звенящей мелочи. Гроб чуть не перевернулся и застрял наперекосяк. Ни туда,
ни сюда - насилу вытащили обратно.
Так и не могли опустить гроб в оскверненную могилу, пока не присыпали деньги землей. Думаете, батюшка укорил
Пахомовну? Нет, ушел в самоукорение: Пахомовна
за свои убеждения, как воин, бьется. А мы? Мораль понятна - мы-то не бьемся.
И еще о батюшке. Как же переживают у нас в деревне,
придет ли батюшка на поминки? А нашему переутомленному батюшке некогда ходить по поминкам, хотя,
бывает, ненадолго зайдет. Но батюшку ждут и, вознадеявшись на лучшее, посылают
нарочного в магазин за новыми полотенцами, чтобы не подавать батюшке то, что
побывало уже в грешных руках. Стол готовят
для батюшки—пир. Тут безполезно объяснять, что наш батюшка-аскет съест
лишь ложечку кутьи да блинок, а выпьет лишь стакан киселя. Все это делается по любви и с ожиданием чего-то высшего, к чему при
виде смерти стремится душа. Тут инстинкт сиротства овец, не имущих
пастыря. И стоит батюшке появиться в дверях, как, теснясь, бросается к нему под благословение это малое, малоцерковное
стадо, говоря потом в умилении:
-
Господи,
за что нам такая милость? Мы же нынче благословенные люди!
Батюшка заходит лишь ненадолго, но после его ухода скажут
растроганно — не отринул нас, грешных, Бог! «Читалку» послал какую-никакую, в монастыре
отпели ближнего, как родного, и батюшка нас благословил.
А
потом на поминках наступает та тишина, когда при мысли о разверстой могиле
сердце наполняется уже личной болью: все там будем — не минуешь. И обличат нас
пресветлые Ангелы за недостойную жизнь.
-
Дикари
мы нынче, и грешим безпробудно, — вздыхает брат вдовы. — А смерти хочется христианской.
-
Да
разве мы заслужили ее? — откликается пожилая женщина и заводит песню, в которую тут же вплетаются другие голоса:
Ой вы, голуби, ой вы, белые!
Где летали вы, что видали вы?
Мы не голуби, мы не белые,
Мы апостолы, Богом посланы.
А летали мы, а видали мы,
Ой, как грешная душа мимо рая шла,
Мимо рая шла, в рай просилася.
Что ж ты поздно так, душа, спохватилася?
И тут уже мощно вступает хор:
Господи, помилуй! Господи, помилуй!
Господи, помилуй! Вечный покой!
Говорят, была некогда на земле Святая Русь. Но я видела
Русь, тоскующую об утраченной святости и изливающую в песне свою боль. А боли у людей
нынче много - никудышные мы стали и уже хуже
скифов. Но все спешим по делам мимо рая, мимо храма, пока не пропоют над нашей могилой: «Господи,
помилуй! Вечный покой!»