Священник о.Никита Панасюк:
«В душе я по-прежнему хиппи»
Некоторые
«дети цветов» таки прорвались сквозь тернии к Богу
В православных, а также
журналистских, студенческих, байкерских и других кругах Донбасса протоиерей
отец Никита Панасюк и раньше был личностью довольно известной, но с тех пор,
как в нашем регионе появился телеканал «Киевская Русь», его популярность
возросла многократно. Когда батюшка начал вести там православную телепередачу
«В субботу утром», его даже стали в шутку называть поп-звездой.
Телезрители
сразу же полюбили добродушного и обаятельного священника, который с искренней
любовью рассказывает о Православии и обстоятельно отвечает на все звонки в
студию. Далеко не каждому профессиональному ведущему было бы под силу целых
полтора часа (а именно столько длится передача) вызывать у публики
неослабевающий интерес, причем, как правило, в одиночку. Отцу Никите это
удается, хотя до недавнего времени он не имел к телевидению никакого отношения
и хотя готовиться к эфиру ему толком некогда, ибо у него, как и у всякого
священника, есть еще масса других забот и обязанностей. Отец же Никита не
просто священник, а еще и благочинный Докучаевского округа - под его началом
находится едва ли не половина храмов Волновахского района. Однако протоиерей
успевает не только с ними управляться, но еще и регулярно наведывается в
областной центр, где, помимо телевидения, его всегда с нетерпением ждут и во
многих других местах, в том числе в редакции «Донецких новостей», духовником
которой он является уже несколько лет.
Словом,
знают его многие. Однако очень немногие знают что-либо о нем, особенно о
«прошлой» жизни священника, в которой он, оказывается, был хиппи. Более того -
именно благодаря Системе (движению хиппи) о.Никита и пришел в Церковь, а
впоследствии стал священником. Об этом экзотическом и извилистом пути к Богу мы
попросили рассказать его самого.
-
Отец
Никита, когда и почему Вы решили податься в хиппи?
-
Это
случилось в середине 80-х, когда я еще учился в школе. Мне не нравился тот
пошлый советский образ жизни, который вели все вокруг. Хотелось чего-то
другого, и я стал искать… В это время один мой приятель заявляет мне, что он и
его товарищи - хиппи. Я сперва не поверил - мол, не может этого быть, все хиппи
вымерли еще в 70-е. Оказалось, что нет! Правда, вторая волна волосатых была уже
не такой многочисленной и не такой «сознательной», как старые хиппи. Последние,
кстати, еще тоже встречались, но многие из них к тому времени или уже умерли от
наркотиков, или сидели, или прятались... Донецкие пиплы тусовались, как и в
свои лучшие времена, все на том же «Таркусе» - у танка, что возле оперного
театра. Я с радостью влился в их ряды.
-
Бытует
мнение, что «дети цветов» на своих тусовках и флэтах только и делали, что
курили «траву», слушали рок, занимались свободной любовью да путешествовали
автостопом...
-
Все это, конечно, имело место быть, случалось
такое, что теперь стыдно и вспоминать. Однако для многих (хотя далеко не для
всех) главным было совсем другое – в те безбожные времена Система для нас стала
островком духовности. Она объединила людей, которые не хотели принимать
тогдашние фальшивые идеалы, а искали высший смысл жизни. Мы собирались не
только для того, чтобы послушать музыку, а чтобы поговорить на какие-то
философские и религиозные темы, почитать запрещенную литературу, в том числе
христианскую и буддистскую. Многие увлекались восточными учениями, особенно
дзэном. Но лично меня с самого начала больше интересовало Православие. Уже
тогда среди хиппи было немало по сути православных людей, многие из которых в
итоге воцерковились, а то и приняли монашеский постриг либо стали священниками.
Попутчики и проводники
-
Это
они помогли Вам придти к Богу?
- Да. Самые первые уроки богословия мне преподал человек по имени Алекс, с которым мы познакомились летом 85-го года на хипповой тусовке в Крыму. Для меня, абсолютно ничего не знавшего о Боге, были откровением его рассказы о том, что Господь вездесущ, что Он и под вот этим камнем, и под вот этим деревом… Но настоящий переворот произошел в моей душе спустя полгода, когда я зимой попал сначала в Москву, а затем - в Троице-Сергиеву Лавру. Решение поехать туда родилось спонтанно. Старый, 85-й год мы с друзьями провожали в Харькове, а 1 января решили махнуть в Москву. Там мы никого не знали, однако сразу нашли кафе, в котором постоянно тусовались системные люди и познакомились с несколькими из них. На следующий день они предложили съездить в Сергиев Посад (тогда он назывался Загорском), где находится Лавра, – московские хиппи посчитали, что это главное, что нам нужно увидеть. Там мы попали на литургию в трапезном храме. Во время службы я впервые ощутил такое прикосновение благодати, что радость меня просто переполняла. Я понял, что все то, о чем раньше читал, что предчувствовал, чего жаждал, - оно здесь и больше уже ничего искать не нужно! Во второй раз я попал в Лавру в том же 86-м году на Пасху, которая тогда праздновалась 4 мая – спустя неделю после Чернобыльской аварии. Привез нас туда московский хиппи Алексей по прозвищу граф Орлов-Чесменский. Он учил меня Иисусовой молитве. Она мне помогала не рассеиваться во время богослужения и понимать слова песнопений. Вот так мы хипповали.Со многими и другими интересными людьми довелось тогда общаться. Например, с православным татарином по имени Шамиль. Этот ветеран Системы, едва ли не первый московский хиппи писал замечательные стихи и рассказы.Не менее легендарным человеком был Сергей Лосев. Он, кстати, раньше жил в Донецке, но когда в Калужской области возле Козельска возродили знаменитую Оптину пустынь, вместе с семьей перебрался туда и поселился неподалеку от монастыря, в котором нес послушание художника и резчика по дереву - делал иконостасы, кресты... Несколько лет назад Сергей трагически погиб и был похоронен в Козельске.
-
Постойте,
это не тот ли Сергей Лосев, на которого несколько раз ссылаются в активно
раскупаемой сейчас книге «Пасха Красная», посвященной трем оптинским монахам,
убитым сатанистом десять лет назад? В этой книге он делится воспоминаниями об
убиенных новомучениках.
-
Он самый! Сергей был очень светлой
и неординарной личностью. Он мог сказать всего несколько слов, после которых ты
мог круто изменить свою жизнь. Он располагал к себе любого человека, каждому
казалось, что его интересы совпадают с твоими. Теперь, после гибели Лосева,
каждый из его друзей считает, что именно он был лучшим другом Сергея, и
пытается в ком-то воскресить его образ. Еще в Донецке Лосева постоянно окружали
хиппи, они вместе читали и обсуждали Библию. Потом многих донецких людей Сергей
перетащил в Козельск. Некоторые из них там осели...
- А почему именно Оптина пустынь стала в то время местом массового паломничества хиппи и известных рокеров?
-
Когда в конце 80-х этот монастырь открылся, то в
числе первых его насельников был известный московский хиппи Юра-Террорист.
Вскоре он принял монашеский постриг и стал отцом Сергием (Рыбко). К нему в
гости стали наезжать старые друзья, многих тусовщиков он приглашал сам - писал
им письма, высылал бандероли с православными книжицами. Повадившиеся в Оптину
хиппари облюбовали место на берегу лесного озера - неподалеку от монастырского
скита. Этот палаточный лагерь назвали Долиной Любви. Многих из ее обитателей
о.Сергий крестил прямо в этом озере. Некоторые из тех тусовщиков вскоре тоже
стали послушниками Оптиной или других обителей. Кое-кто из них затем постригся
в монахи, однако большая часть разбежалась, ибо, привыкнув к свободе,
понимаемой как вседозволенность (ведь настоящая свобода - это свобода от
греха), не выдержали монастырских строгостей и ограничений. Аукнулось тяжелое
хипповское прошлое (его наихудшие проявления) и некоторым из тех, кто пошел в
монахи или священники. Были случаи впадения в духовную прелесть, а то и просто
помешательства. Например, один бывший донецкий хиппи был рукоположен во
священники, однако ушел из Церкви и стал работать на рынке в Ростове, где
познакомился с кришнаитами, получил посвящение, затем и от них ушел и принял
мусульманство, а после вроде бы переметнулся в иудаизм. Другой донецкий
тусовщик, тоже ставший священником, по пьяной лавочке закончил жизнь в посадке.
Но положительных примеров все же больше. Тот же о.Сергий (Рыбко) сейчас служит
в Москве настоятелем двух храмов - сошествия Святого Духа на Лазаревском
кладбище и преподобного Сергия Радонежского в Бибирево. При храме действует
сплоченная община прихожан, которые занимаются книгоизданием, иконописью, ведут
большую благотворительную деятельность. Сам о.Сергий написал несколько книг,
регулярно печатается в различных изданиях и ведет радиопередачи.
-
На
нескольких интернет-сайтах я натыкался на статью «Благословенная Оптина»,
которая сначала была опубликована, кажется, в журнале «Огонек». В ней, наряду с
о.Сергием, упоминаетесь и Вы, о.Никита. Автору статьи о Вас рассказывает еще
один колоритный представитель московского андеграунда
Василий Бояринцев по прозвищу Вася Лонг. С Вашего позволения процитируют этот
отрывок:
«Ещё
один, в начале 90-х обитавший в Долине Любви, лидер донецких хиппанов, ужасно
волосатый, а потому и всем хорошо известный персонаж, призыва всё того же
о.С…(Рыбко - С.Г.) - теперь уже митрофорный протоиерей
о.Н…. (о.Никита - С.Г.), сам
построил храм недалеко от Донецка, на Украине, где с переменным успехом спасает
многочисленных запутавшихся окрестных хиппей, наставляя их Светом Истины, чем и
стал широко известен в церковных кругах. Часто бывает в Оптиной, большой
приятель о.Михаила. Хорошо знаком с о.Андреем (Кураевым). Отлично играет на
многих инструментах, следит за новостями рок-музыки. Как-то уехав от нас в
Москву с моим другом Свистом, на его, свистуновской, машине, сократил время в
пути тем, что от самого Козельска до Москвы о.Н…. неистово и без передышки
пилил на губной гармошке жгучие блюзы, заставляя Свиста подпевать и
увеличивать, в такт мелодиям, скорость…»
-
Ради
красного словца Вася немножко присочинил. Он, кстати, и сам писатель. Недавно
издал книгу своих рассказов о хиппи 70-х, к числу которых принадлежал. Потом он
был администратором рок-группы «ДК», директором
московского рок-магазина «Давай! Давай!», но в начале 90-х по призыву все того
же о.Сергия бросил столицу и купил дом неподалеку от Оптиной - в деревне
Орденка, куда и перебрался вместе с семьей на постоянное жительство. Бывал
я там у него в гостях. Раньше по нескольку раз в год наведывался в Оптину, но
сейчас свободного времени совсем не стало. Хотя почивший в прошлом году
духовник нашей епархии схиархимандрит Зосима говорил мне: «Когда я умру,
станешь ездить исповедоваться в Оптину – к старцу Илию». Поэтому надеюсь, что в
этом монастыре доведется еще не раз побывать.
-
Отец
Никита, а в священники Вас часом не там же рукоположили?
-
Нет.
Это произошло уже в Донецке. Я никогда не мечтал быть священником, считал, что
об этом немыслимо и думать. Но в то же время с некоторых пор и без Церкви уже
жить не мог, все остальное меня почти перестало интересовать – и музыка, и
общение, и работа…
-
К слову, а где Вы работали до этого?
-
Я
был обрубщиком литья на донецком «Точмаше». Работяги надо мной посмеивались –
потому что был непьющий, волосатый, да еще с иконками и крестами. И уже совсем ненормальным
посчитали, когда я ушел с зарплаты в 250 еще советских рублей на ставку
церковного сторожа, которому и сотни не платили. Нес разные послушания в
кафедральном Свято-Николаевском соборе на Ларинке – пел в хоре, был алтарником
и т.п. Ну, а потом меня рукоположили. С тех пор и служу.
-
А правда, что среди Ваших нынешних прихожан много юных хиппи уже
третьей волны?
-
Некоторое время назад у меня на приходе стало
появляться много волосатых молодых людей с фенечками, прослышавших о том, что я
раньше был хиппи. Но сейчас их становится все меньше и меньше. Вообще в наше
время хиппи почти вымерли, а те, что есть, - уже совсем не такие. Отрастить
длинные волосы, нацеплять на руки фенечек, повесить на шею пацифик – еще не
значит стать хиппи. Часто этими понтами и внешней игрой все и ограничивается.
-
В
общем, не та нынче молодежь пошла?
-
Ой,
не та! Я пытаюсь разбудить у них интерес хотя бы к музыке, к книгам – как к
церковным, так и к светским. Однако, несмотря на нынешнее изобилие любых книг,
мало кто сегодня интересуется серьезной литературой. Помнится, в наше время мы
хватались не только за книги, а за любой листочек самиздата. Тогда даже те, кто
«сидели на игле», читали разные книжки, слушали более-менее традиционную
рок-музыку и классику, обсуждали всякие философские проблемы. Поэтому их можно
было зацепить какой-то мыслью, задеть в душе живую струну и вытащить из
пропасти. Нынешних же наркоманов очень сложно (часто уже невозможно) спасти –
потому что у них нет никаких интересов и целей, кроме наркотиков. Впрочем,
нередко в толпе, состоящей в основном из пофигистов или циничных прагматиков,
встречаются ищущие Истину идеалисты со Светом в душе. Однако чтобы они не
бросались в другую крайность, я иногда стараюсь возвращать их на землю - иначе
человек может возгордиться своей скороспелой праведностью и впасть в духовную
прелесть. Кто-то из древних старцев сказал: «Если увидишь юношу, по своей воле
восходящего на Небо, удержи его за ногу и сбрось его оттуда, ибо ему это
полезно». Недавно подошла ко мне одна молодая прихожанка, начитавшаяся
богословских трудов, и попросила дать ей еще и жития русских святых. Я же
вместо этого предложил ей жития американских НЕсвятых - книгу Джона Стейнбека
«Квартал Тортилья-флэт». В ней речь идет о похождениях четырех друзей, которые не
имеют определенных занятий и почти каждый день трескают вино, то есть с точки
зрения общепринятой морали далеко не безупречны. И тем не менее их редкие,
поистине христианские, душевные качества и философское (почти хипповское)
отношение к жизни вызывают глубокую симпатию. Это одна из моих любимейших книг.
-
А что еще из художественной литературы Вы читаете?
-
К сожалению, сейчас времени на ее чтение
практически не остается. Из последнего, что запомнилось и понравилось, – это
культовые для хиппи и байкеров романы Джека Керуака и Хантера С.Томпсона. Оба
автора – конечно, безобразники, но пишут интересно.
-
Кстати,
я слышал, что среди донецких байкеров Вы свой человек и что, как и они, любите
быструю езду, правда, не на мотоцикле, а на автомобиле…
-
Есть такой грех – люблю прокатиться «с
ветерком». И с байкерами знаком. Да я много с кем знаком – по роду своей службы
приходилось общаться с самой разношерстной публикой. Как писал апостол Павел,
«для немощных я был как немощный, чтобы приобресть немощных. Для всех я сделался
всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых».
-
Для полноты картины надобно спросить Вас еще о музыке – ибо и как
священнослужитель, и как бывший хиппи Вы должны если не любить ее, то во всяком
случае разбираться в ней.
-
Без
этого, конечно, никак. Что касается церковного пения, то я некоторое время даже
вел регентские курсы при Свято-Касперовском монастыре. А сейчас в моем
докучаевском приходе есть не только взрослый хор, но и детский, который
участвовал даже в международном фестивале хорового пения. Светская
музыка нравится самая разная. В первую очередь фольклор – от мелодий индейцев
до народных песен Древней Руси. Люблю также современные блюзы, не охладел и к
кумирам молодости – Бобу Дилану и Бобу Марли. В выступлениях классиков блюза и
рок-н-ролла больше всего поражает их внутренняя свобода, искренность и
простота. Именно поэтому их музыка во времена тоталитаризма и всеобщей лжи была
для нас не только отдушиной, но и прививкой от конформизма и лицемерия. Рок
хорошо выражал дух Системы, был ее символом.
-
Это точно. Помнится, тогда любили говорить, что рок - это не музыка, а
образ жизни.
-
И само движение хиппи было образом и философией
жизни на земле.
-
Ваш
уже упоминавшийся приятель Василий Бояринцев еще больше углубил эту мысль:
«хиппи - это состояние души, сродни явлению Божией благодати».
-
В принципе, так оно и есть - ведь, как сказал
Тертуллиан, каждая душа по своей природе христианка. А в движении хиппи, при
всех его отрицательных сторонах, было много христианских мотивов и идей - даже
если они и не декларировались. По сути хиппи проповедовали евангельские истины.
Прежде всего - любовь и свободу, которые, по словам св. Николая Кавасилы,
являются двумя главными тайнами христианства. Кроме того, они принципиально
отказывались от насилия, от забот о завтрашнем дне и уходили из мира,
погрязшего во лжи и коммерции, создавая свои общины или странствуя автостопом.
В этом было нечто похожее на монашество, даже в чисто внешних вещах - как и
монахи, хиппи носили длинные волосы и бороды, простую одежду, порой спали на полу,
подолгу не мылись и постились (потому что было негде и не на что). Хотя,
конечно, ни в коем случае нельзя ставить в один ряд монахов и хиппарей. Тем
более, что те же любовь и свобода у системных людей нередко вырождались в
«свободную любовь», а духовному трезвению многие предпочитали наркоманию и
пьянство. Но те, кто действительно искали Истину, в итоге приходили к Богу.
-
Отец Никита, а сегодня Вы всё ещё
ощущаете себя хиппи?
-
Наверное, всё-таки – да. Это выражается не
внешне, а внутренне – в душе я по-прежнему хиппи. Того, кто им был, теперь
только могила исправит. Как писал мой приятель Шамиль, «настоящий индеец
неперевоспитуем. Выражение бледнолицых «хороший индеец – мёртвый индеец»
кажется мне верным в том смысле, что мёртвый индеец лучше индейца, ставшего
бледнолицым. Нас невозможно уничтожить – мы возрождаемся в каждом новом
поколении».