«МОЛЕБНЫ
ПЕТЫ, А ТОЛКУ НЕТУ»
Позвонила мне знакомая по храму
преподавательница английского языка и
попросила купить ей лекарство: «Такая ангина, что в лежку лежу.» Привезла я ей из аптеки все
необходимое и, сготовив обед,
предложила:
-
Давай почитаем акафист великомученику
Пантелееимону?
- Не хочу я молиться твоему Пантелееимону и даже слышать о нем не хочу! - залилась вдруг слезами болящая.
Взрыв отчаяния был невероятный, а стояло за ним
вот что. Как раз в эти дни в Москву привезли с Афона мощи святого великомученика и целителя Пантелееимона. И когда
однокурсница «англичанки» исцелилась
у мощей, преподавательница в восторге решила — с ней тоже произойдет чудо исцеления, а болезней там был букет.
В очереди к святым мощам
тогда стояли, бывало, сутками. Но преподавательница
дважды побывала у мощей, выстояв часов по двенадцать. Ожидание чуда было столь
напряженным, что несмотря на простуду она
встала в очередь в третий раз. И тут ее подвела педагогическая привычка сеять разумное, доброе, вечное. Привычка, надо
сказать, была въедливой. Говорит, например, один браток другому братку:
- Децл,
блин, это вааще!
- Деточка,
- корректирует его речь преподаватльница, - употребление арготизмов это...
- Это,
мамань, - перебивает ее деточка и крутит пальчиком у виска, - тихо шифером шурша, крыша едет не спеша.
То же самое в храме. Стоит кому-то начать
перешептываться, как она на весь храм:
«Положу хранение устам моим!» Да так громко, что батюшка вздрагивает в
алтаре. Вот и теперь, увидев как тощие юные
нахалы протиснулись между прутьями церковной ограды и устремились без очереди в храм, она тоже протиснулась в эту дырку исключительно с целью вразумить
молодежь. И надо же было такому случиться, чтобы именно ее взял за шиворот милиционер
и вытолкал обратно в дырку со словами:
-
Старая бабка, а лезешь без очереди? Ничего
святого у людей уже нет!
- Это я «старая»? Я «бабка»? - всхлипывала преподавательница, восцринявшая свой выход на пенсию как выход жизни в утиль.
Словом, ждала она чуда исцеления, а вместо этого
– чудо в перьях.
Посочувствовала я
скорбящей да и рассталась с нею на год. А через год до меня
дошел слух, что наша «англичанка» уже не ходит в храм, но шагает с красным
знаменем в колонне эктремалов. Слуху я не
поверила, зная преподавательницу как ярую демократку. Но, когда случилось навестить ее, то обнаружила - в прихожей стоял флаг, а в квартире стоял такой
запах, что я, не выдержав, спросила:
- Чем
это так пахнет?
- Весь цивилизованный мир, - сказала она надменно, - исцеляется
теперь уриной. Я лично пью мочу ежедневно и тебе советую для расшлаковки.
- Ну,
да, - привела я ей тут слова знакамого батюшки,
- пить мочу, а калом закусывать.
- А знает ли твой деревенский батюшка, - сказала она с чувством превосходства, - о мировых достижениях фекаллотерапии?
Оказывается, в мировом
сообществе уже закусывали из унитаза. Не
буду приводить ее дальнейший монолог о светлых энергиях космоса и о светлой советской молодежи, не крутившей перед
старшими пальчиком у виска. Скажу лишь, что я позорно бежала с поля брани под
победный клич педагога:
-
Ты еще прийдешь ко мне поучиться! Образумишься и
прийдешь!
Потом я,
действительно, пришла к ней в больницу. После
«лечения» уриной она попала в реанимацию в том тяжелейшем состояниии,
когда ее с трудом вытащил с того света одаренный
врач. Он же назначил ей эффективное лечение. А, главное, при больнице
был храм, где она в слезах пояаяния вернулась к Богу, исповедалась и
причастилась. Началось исцеление души и тела.
И мне было дано воистину поучиться той великой заповеди Божией, что
нельзя никого осуждать. Один Господь знает, что в душе человека. А душа ее
блуждала впотьмах до поры. Проработала всю жизнь «англичанкой», а оказалась
прирожденной сесрой милосердия, оставшейся после выписки работать в больнице во
славу Христа. Здесь высветлилось все, что
раздражало прежде: жар души, неутомимость и способность виснуть над
каждой «деточкой», опекаяя её в скорбях. Больные её очень любят. И однажды мне
даже показалось, что призвание сестры милосердия открылось в ней по молитвам святого великомученика и целителя
Пантелееимона. Сказала об этом знакомой, а она вздохнула:
- Если
бы так? Стыдно признаться, но до сих пор боюсь молиться великомученику Пантелееимону. Сколько же молебнов я ему тогда отслужила и как умоляла о помощи у святых мощей,
а после этого камнем рухнула вниз. Нет, так разбиваться и падать
страшно.
Переубеждала я
знакомую, переубеждала, а совесть между тем обличала меня. Разве не было в моей
жизни периода, когда я боялась молиться
преподобному Сергию Радонежскому? И разве редки те искушения,
когда кто-то с горечью говорит: «Молебны петы, а толку нету»?
Это часть православной жизни и вот несколько
рассказов о том.
О
болезнях исцеленных и неисцельных
История с преподобным
Сергием Радонежским случилась в те времена, когда я работала спецкорром
«Комсомольской правды», а в соседнем отделе работал молодой журналист Юрий,
ставший впоследствии отцом пятерых детей.
Но тогда у него родилась дочка Анечка, вскоре после рождения
приговореная врачами к смерти. Девочку поместили в Кремлевку, зарубежные собкорры присылали
лекарства, но все это лишь продлевало
агонию.
У журналистов свои способы борьбы. И Юрий с
просьбой о помощи рассылал по редакциям разных стран фотографии семимесячной Анечки, на которые было больно
смотреть. Тело младенца представляло
собой кровоточащий кусок мяса без кожи. Кости были желеобразными. Не тело, а жидкое яйцо без
скорлупы. Медсестры даже боялись взять девочку на руки , и перепеленать
Анечку могла только глубоко верующая жена
Юрия. Вот и расходились по всему миру
фотографии, с которых смотрели с молъбой огромные страдающие глаза ребенка.
- Зря вы себя мучаете, -
убеждали Юрия врачи. - Болезнь неизлечима.
Но Юрий, как радист погибающего
судна, отчаянно посылал в пространство сигналы «SOS»: «Спасите Анечку! Окликнитесь, кто
может помочь!» Откликнулась женщина-профессор из Америки, специалист мировой
величины.Она прилетела в Москву всего на пару часов специально для осмотра Анечки.
Осмотрела и тут же улетела обратно, сказав на прощанье ошеломленному отцу:
- Готовьте жену - девочка этой ночью умрет. Простите нас, но медицина бессильна, и спасти ее может лишь чудо Божие.
Сообщить жене этот смертный
приговор Юрий не смог и у в ужасе бежал из Москвы в Троице-Сергиеву
Лавру. Как и многие из нас, он был тогда
неверующим. Молиться Юрий не умел, но стоял весь день у раки
преподобного Сергия и плакал, плакал и плакал. Домой он вернулся
заполночь, когда жена уже спала. А на рассвете, стараясь не разбудить мужа,
жена уехала в больницу перепеленать Анечку. О дальнейшем рассказывала она
сама:
- Подошла
я к дочке и испугалась - Анечка была какая-то необычная. Я скорее к врачу:
«Доктор, посмотрите Анечку. С ней что-то происходит.» Врач наклонился к Анечке
и вдруг как побежит в ординаторскую! Я обомлела. А из ординаторской уже бегут, что есть мочи, врачи и медсесры и топочут,
как стадо слонов. Окружили Анечку и стоят молча. А я гляжу и глазам своим
не верю - у Анечки появилась кожа, а кости были уже твердыми.
Так по молитвам
преподобного Сергия Радонежского свершилось чудо исцеления.
Юрий после этого крестился и ушел из редакции.
А я лишь только после крещения поехала в Троице-Сергиеву Лавру, умоляя о помощи
преподобного Сергия Радонежского.
-
Креститься, - услышала я перед крещением слова
митрополита Антония /Блюма/, - это все равно что войти в клетку с тиграми.
Услышала и не поверила. А
после крещения обнаружилось - «тигры» жили в моей семье. Стоило зажечь
лампадку и начать кропить дом святой водой,
как на меня восставали: «Что за мракобесие? Прекрати!» Сын веровал только в
компьютеры и медитировал по системе йоги. Папа доверчиво «лечился» у
Кашпировского. А мама обидчиво заявляла,
что верует в Бога больше нас всех, но
тут же срывала с себя крест.
Разлад в семье я переживала так болезненно, что
уже в слезах умоляла преподбного Сергия помочь обращению моих родных. Молебнов у его святых мощей я отслужила
немало и, памятуя о чуде с Анечкой, ожидала - Преподобный поможет и мне.
Теперь я знаю, что ожидание
чуда «по требованию» идет от горделивого желания повелевать
Небесами. Но знаю и другое - молитва дарует такое утешение, когда и скорби
вроде всё те же, а в душе тишина и мир. Но на молебнах преподобному Сергию Радонежскому почему-то сжималось сердце, и было
чувство - надвигается гроза, и вот-вот грянет гром.
Гром, действительно,
грянул. И через какое же мученичество приходили потом к
Богу мои родные! Сын пришел в Церковь, уже тяжело заболев. А потом умирал от
рака крови мой папа, сказав перед смертью:
«Дочка, купи нам с мамой дом возле Оптиной. Я хочу приехать туда навсегда.» Не успел приехать - умер.
Мама не вставала уже
несколько лет, а из разбухших от водянки ног сочилась
кровь. Но тут она умоляюще сложила руки для
причастия и из последних сил встала на свои шаткие кровоточивые ноги.
- Вы
сидите, сидите! - испугался священник, а причастив маму, сказал: - Да, такого благоговения я давно не видел.
Может, это и есть награда за нестерпимую, долгую
мамину боль?
Уже после смерти моих очень стареньких родителей
один знакомый спросил:
-
А ты согласилась бы снова вымаливать веру для
родных, если бы знала, какое мученичество
впереди?
- Да,
- ответила я, не колеблясь.
И все же крест оказался
таким тяжелым, что я изнемогала под его тяжестью. От
страданий родных разрывалось сердце, и я выматывалась
уже чисто физически, поспешая из больницы в больницу. Раньше моим тылом
были родители. А теперь наступила та пора одиночества, когда семь фронтов - ни
одного тыла, и нет права на передых.
Однажды уже в отчаянной
надежде на помощь я поехала из больницы к преподобному Сергию
Радонежскому. И вдруг расплакалась на
молебне:
- Ты
велик, авва Сергий, - жаловалась я святому, - но я усталая
одинокая женщина. Я одна, одна и некому помочь!
После этого случая ездить к Преподобному
я уже избегала.
Зашли ко мне однажды
почаевничать протоиерей с диаконом. За чаем разговор зашел
о «младостарчестве», и протоиерей с возмущением
рассказал, как у них в епархии один такой «младостарец» благословил уйти в
монастырь мать, бросившую на мужа малютку-дочь. С «младостарчества»
разговор перешел на другие недочеты священства, и протоиерей вдруг обратился ко
мне:
- А
вы что молчите?
- Простите, батюшка, - ответила я честно, - но мне знакомы лишь
отцы такой высокой духовной жизни, что я готова целовать их след на земле.
- Да
вы романтик! - развеселился протоиерей. - А, ну, приотверзите нам двери рая и расскажите об Ангелах в наших рядах.
Я
назвала имя своего духовного отца и имена тех, у кого
окормлялась по благословению батюшки в последние двенадцать лет.
- Как
же вы правы, - воскликнул протоиерей, - есть, есть на земле подвижники! Но
как, простите, вы вышли на них?
А никак не выходила и
не сумела бы выйти, ибо пришла в Церковь в
состоянии такой дремучести, что подвижника от не подвижника не смогла
бы отличить. От одиночества я напрашивалась в духовные чада к любому первому
встречному батюшке, но все отцы отказали мне. И тогда я стала действовать как
та рябая невеста-перестарок, что не
заглядывается уже на видных женихов, но ищет себе в пару для жизни хоть
захудалого простеца. Самыми большими
«простецами» оказались старцы, которых я в ту пору не отличала от старичков.
Понравились мне старцы прежде всего своей «многогрешностъю». И если
батюшки сильно ругали меня за грехи, то
старец говорил:
- Да, опять мы с вами упали в лужу.
Приятно все же
оказаться в одной луже со старцем. И я бегала от одного старца к другому, радуясь, что привечают. Однажды эту беготню присек архимандрит Иоанн /Крестьянкин/, сказав:
- У
двух врачей лечиться - залечат. Надо обращаться к своему духовному отцу.
- Я
бы рада, батюшка, но у нас с сыном нет духовного отца.
- Как это нет? У вас есть духовный отец - старец Адриан.
Мы с сыном тут же к старцу:
- Батюшка, архимандирт Иоанн говорит, что вы наш духовный отец.
- Да-да, вы мои чада. А вы разве не знали?
Только
годы спустя понимается, какая же это великая милость Божия,
что Господь, видя мое неразумие, не дал мне выбирать самой духовного отца, но
выбрал его Сам. А потом уже батюшка выбирал за меня, назначая, к кому
обращаться в таком-то монастыре и в Москве. Тайна этого выбора была сокрыта от
меня до поры. Но вела недавно занятие в
воскресной школе, и мне задали вопрос:
- Есть
ли подвижники в наши дни?
- Есть,
- ответила я, начав рассказывать биографии тех, кого знала лично.
И вдруг похолодела, вспомнив, как возроптала когда-то
у мощей преподобного Сергия Радонежского: почему он не помогает мне? А помощь шла и какая! Все мои старцы и
духовники были учениками
преподобного Сергия - постриженниками его Лавры или воспитанниками его
семинарии. Архимандрит Кирилл /Павлов/, вомного определивший для меня выбор
пути, - это духовник Троице-Сергиевой Лавры. Архимандрит Адриан /Кирсанов/ тридцать лет подвизался в Лавре
Преподобного. Архимандрит Иоанн /Крестьянкин/ тоже постриженник преподобного
Сергия и начинал свой монашеский путь в
Троице-Сергиевой Лавре. В покаянии я перебирала в памяти другие имена и дивилась открытию: самые трудные
годы я прожила под опекой Сергиевых учеников. О, авва Сергий, велика твоя милость, что не оставил меня в скорбях!
Еще при жизни преподобному Сергию Радонежскому
дано было откровение о будущем. В сиянии света среди ночи он увидел множество птиц. И некий голос сказал: «Так же, как
виденные тобою стаи птиц, будут многочисленны твои ученики, и после тебя
они не оскудеют, если только захотят последовать твоим стопам». Есть на земле и
ныне ученики преподобного Сергия, меченные особой метой. Не верьте своим
глазам, когда увидите их в шитых золотом рясах и раздающими как бы от богатства
щедрую материальную помощь сиротам и
болящим. Это нищие аскеты, у которых нет ни рубля. Вспоминается простое
- мы отправляем батюшку в больницу. Накануне вечером его келейница бегала по
домам, собирая рубли, ибо отправить батюшку
на лечение не на что. Наутро начинается процедура проводов в
больнцу. Батюшка садится в машину, а мы стоим с пакетами наготове.
Отдавать их батюшке нельзя - он тут
же все раздаст. А келейница едва не плачет
- с таким трудом собрала деньги на дорогу, но явились к батюшке спозаранку горемычные беженцы, и ни
копейки теперь нет. Наконец, машина
трогается, и мы бежим рядом с машиной, вбрасывая в нее пакеты.
А вдогонку машине несется слезный женский
вопль:
- Батюшка, муж умер! Четверо детей! Голодаем!
И из машины тут же летят пакеты к ногам
страдалицы. Но и это учтено. При выезде из монастыря стоит на дороге юный
быстроногий бегун с пакетом, в котором
приготовлено «НЗ»: деньги на поезд, отварная картошка, хлеб, огурцы. Бегун легко развивает скорость, нагоняя машину, и вбрасывая в
нее уже последний пакет.
Ученики Преподобного не могут иначе. Такой у них
игумен авва Cергий печальник всея Руси.
«Благодари
Бога!»
«Вера есть удел душ
благодарных», - писал святитель Иоанни Златоуст. И в
трудную минуту наш батюшка советует:
- Благодари Бога!
Словом, когда становится
невмоготу, мы, батюшкины чада, идем заказывать Благодарственный молебен Спасителю, усматривая в скорбях промысл
Божий.
Промысл Божий неведом нам до
поры. И вот какую историю рассказала мне паломница из Сибири,
родившаяся на Западной Украине в
приграничном селе:
« Родители мои были глубоко верующими
православными людьми, и в семье было пятеро
детей. За веру тогда преследовали. И
перед самой Великой Отечественной войной нашу семью и других православных затолкали прикладами в эшелон и выслали
по этапу в Сибирь. На этапе заболела и умерла мама. А потом нас высадили
в голой степи, где возводился металлургический завод. Жить было негде - рыли землянки, а ели лепешки из лебеды. В дожди в
землянке вода по колено, и папа надорвался, построив нам дом. Перевез нас в дом, перекрестился и умер.
И остались мы мал-мала меньше, а я старшенькая была.
Помню, пришел участковый с
комиссией, чтобы отправить младших в детдом. А я
ребятишек собой заслонила и на комисию в голос кричу:
- Не
отдам детей. Сама подниму!
В 14 лет пошла на завод и сорок лет отработала в
аду и в грохоте. Всех четверых в институтах выучила да осталась сама без
семьи. А жених был желанный и в любви объяснялся, но не решился с четверыми меня замуж взять. Я в слезовую -
исхожу слезами, и на Господа в гневе
ропщу. Да как же Он допустил, чтобы нас с родины выслали и не помиловал даже детей? Уж как мои родители на
коленях молились: «Господи, Господи, помилуй деточек. Сохрани их,
Господи, и спаси!»
Отреклась я от Бога и вступила в партию. Даже
парторгом завода была. И вдруг посылают меня в командировку на Украину и как раз в родные места. Прилетела я в мое село
на крыльях радости, а там чистое поле
- безлюдье. Не понимаю, где же село?
Я в соседнюю деревню, а там старушки рассказывают:
- Немцы танками твое село с землею сравняли, и не
осталось в живых никого. Видно, помиловал
Господь православных, если увел вас
от смерти в Сибирь. Экое диво, что вас пятеро выжило да все в люди
вышли, и продлился ваш род!
Положила я тогда на стол
партбилет в райкоме и в покаянии в Церковь пришла. С тех пор работаю
на послушании в храме и прошусь в монастырь, чтобы свой грех искупить.»
-
Замечайте события вашей жизни, - говорил препободный
Варсонофий Оптинский, - во всем есть глубокий смысл. Сейчас они вам непонятны, а впоследствии многое
откроется.
Прошлое, действительно,
порою так переосмысляется, что становится для человека открытием. Так
было с паломницей из Сибири, и так было с моим папой-сибиряком, открывшем для
себя заново родословную нашей семьи.
Человек встроен Господом в историю и без
понимания исторического смысла событий
легко становится добычей самых низких политических страстей. Мой папа
инстинктивно чувствовал это и всю жизнь создавал фотоисторию семьи. Все большие
семейные сборы включали в себя
празднично-принудительный ритуал - мы обязательно фотографируемся, а потом любуемся фотодостижениями семьи: вот мы
на фоне новой машины, а вот в процессе поедания шашлыков. Молодежь от фотолетописи шашлыков томилась и
по-хитрому убегала из дома якобы на
коллоквиум в университет.
Об исторических корнях
нашего рода я знала то немногое, что по линии отца мы из
обрусевших украицев, переселившихся в Сибирь
yжe века назад.
Родовая отцовская фамилия Деревянко давно русифицировалась в
Деревянкиных, и ничего украинского в нашей семье не было. Правда, мама порой в
сердцах говорила папе:
- Ну, хохол упрямый!
- Это вы чалдоны, а я русский человек! - отвечал боевито папа.
Но один случай перевернул его сознание. Однажды
папа пошел на перекличку очередников, стоявших за дефицитом в очереди по списку. И, когда выкликнули его фамилию,
кто-то крикнул в толпе:
- Гей,
Деревянко, выдь сюда!
Папа вышел и обомлел при
виде генетического чуда - перед ним стоял его,
казалось, брат-близнец, и они смотрели друг на друга, как в зеркало. А
«близнец» уже восторженно кричал кому-то:
- Гей,
Грицько, Опанас, побачьте - нашего Деревянку нашел!
Как понимается теперь, папа был человеком
внутренне одиноким, но в объятиях этих Грицько и Опанасов вдруг растяло его
сердце. Папа у нас даже пива не пьет, но теперь он сидел на траве с
новоявленными братьями и поднимал с ними тосты за щиру ридну Украину и, ура,
«самостийную». «Самостийники» тискали папу
в обьятьях и от всего сердца жалели его:
- Сашко, родной ты наш Деревянко! Да як же ты в пленение к москалям попав?
В общем, дома потом
папа смущенно объявил:
- Я, кх-м, украинец.
- Так и знала - хохол! - ахнула мама.
- Папа, - спросила я, - а ты хоть слово по-украински знаешь ?
- Знаю. Кот это «кит». Мнe главное разобраться, да как же я к москалям попал?
С папой не
соскучишься. Но на моей родине в Сибири так много обрусевших украинцев, будто
свершилось некогда великое переселение народов. Особенно это бросается в глаза,
когда едешь на машине по Южному Забайкалью, где тянутся вдоль трассы сибирские
села с глухими высокими заборами из бревен
и массивными воротами под кабаном. И
вдруг возникнут на пути веселые селенья чисто украинского вида - беленые хатки с мальвами в палисаднике.
На обед в такой хатке вам подадут галушки в сметане, вареники с вишнями и знаменитый
украинский борщ. По утверждению этнографов, национальность дольше всего сохраняется в пристрастии к национальной кухне.
Но украинского языка в этих хатках не знают, считают себя русскими, а на вопрос: «Можно войти?» отвечают чисто по-сибирски:
«Ну!»
Тайна сибирских украинцев
не давала мне покоя. Ведь не побегут же люди добровольно с родины в
Сибирь. Но о причинах исторической
трагедии, обусловившей массовый исход с Украины, нынешние потомки переселенцев смутно помнили одно:
- Из-за
веревки ушли.
Мол, напали на Украину некие захватчики и вешали
в колодцах на веревке детей.
- Кто вешал? - спрашиваю.
- Фашисты.
Такие объяснения да
еще со ссылкой на фашистский рейх казались
недостоверными, тем более, что демогрфическая статистика свидетелствует
- полная утрата языка происходит лишь в третьем-четвертом
поколении переселенцев, а, стало быть, исход с Украины свершился минимум три
века назад.
Словом, я считала байки
про веревку местным фольклором, пока этнограф
сУкраины не пояснил: рассказы про веревку - историческая правда, и при
насильственном обращении украинцев в унию был, действительно, массовый исход. Обращали же в унию так. Спускали на
веревке в колодец младенца и ставили родителям условие: или они принимают унию, или ребенка утопят. Украинцы
в вере народ горячий и готовы были за православие насмерть стоять. Но одно дело - самому принять мученический венец, и
совеем другое дело - мученичество
ребенка. Вот тогда и побежали украинцы в Сибирь. Здесь они забыли родной
язык, позабыв потом веру отцов, и запомнили
только веревку, на которой захватчики вешали детей.
А мне вспоминается, как умирал мой папа и даже
перед смертью, приникнув к транзистору, слушал новости с Украины. Ни кровиночки уже в лице, а все печалится о своей
милой родине:
- У
нас на Украине опять плохо.
- Да,
- говорю, - вот опять униаты...
- Детский
подход! - перебивает папа, кадровый военный и подполковник
в отставке, по-своему четко понимающий расстановку сил. - Униаты,
демократы, аты-баты - это всего лишь камуфляж
для агрессии, а люди с родины опять побегут.
С Украины тогда, действительно, бежало немало народа.
Уезжали на заработки в Россию или семьями переселялись сюда.
Помню, как приехал в
Оптину пустынь автобус паломников с Украины во главе с протоиерем Александром.
Из какой они были епархии, не знаю. Но запомнилась проповедь отца Александра, в
которой он рассказывал о том, что замалчивалось в газетах:
- Нас убивают за православную веру, внедряя унию, и
мы приехали сюда укрепиться, чтобы принять, если надо, мученичество за Христа.
В соборе стояла звенящая
тишина, а батюшка рассказывал, как захватывают православные храмы. К
церкви подъежают автобусы с пьяными автоматчиками, и те врываются в храм, круша
прикладами ребра священнику с прихожанами.
Алтарь они обязательно оскверняют, справляя здесь нужду или загасив
сигареты о престол. Проповедник называл имена священников, убитых в алтаре или
скончавшихся потом в больнице от ран.
Семинарию же, рассказывал батюшка, громили
так - хватали за руки, за ноги семинаристов и, раскачав, выбрасывали со второго этажа спинами об асфальт.
А потом начался штурм
епархиального дома. Молодого священника, преградившего
вход к владыке, выволокли во двор и забили насмерть.
Как же отчаянно кричала мать священника, пытаясь прикрыть сына своим
телом!
- Мы позвонили в милицию, умоляя предотвратить
убийство, - рассказывал отец Александр. - А из милиции с хохотом отвечают: «Вот
когда убьют, приедем полюбоваться на труп».
Не желая напрасных жертв, владыка хотел выйти к
погромщикам. Но верующие стеной преградили
дорогу:
- Владыко, убьют пастыря - рассеются овцы.
Забаррикадировавшись в
комнате верхнего этажа,
они молились вместе с владыкой. Автоматчики уже крушили прикладами дверь,
когда одна женщина сказала:
- Владыко,
у меня есть молитва преподобному Амвросию Оптинскому. Благословите читать.
Они опустились на колени, умоляя о помощи
преподобного Амвросия Оптинского. И вдруг удивились - за дверью была тишина.
Они выглянули в окно и увидели, как автоматчики, будто гонимые страхом, в панике бегут к автобусу. Один споткнулся,
рассыпав доллары, А, приглядевшись, они увидели, как и другие на бегу
рассовывают доллары по карманам.
- Вот почему, - закончил свою проповедь отец Александр, - мы приехали к мощам преподбного Амвросия Оптинского, заступника и защитника православных христиан.
После проповеди ко мне
подошла одна из прихожанок отца Александра. Подала
сверток с рушником и варежками и сказала по-украински
певуче:
- Приими,
будь ласка, на помин души.
- А
кого поминать?
- Та
меня - Марию.
- Как
тебя? Ты ведь живая.
- Да
убивают же нас за Христа. Вдруг всех забьют, а ты помянешь.
Шел 1992 год. Готовилась к
смерти украинка Мария и по-сибирски спокойно умирал в больнице
мой папа. Перед смертью он надел на себя
православный крест и сказал, улыбнувшись по-детски:
- Вот
- освятился верой отцов.
После смерти папы я машинально продолжала
выполнять данное им некогда поручение -
вырезать для него из газет материалы об Украине. Как же горько мне было от этих вырезок, где превозносилась
уния - от века «истинная», «исконная» вера украинцев. Что ни издание, то
многоголосый хорошо оплаченный крик: «Свободу
униатам!» А про веревку забыли. Почему мы все забываем?