Личный
опыт
Хиппи
Лонг Лайф
Василия
"Лонга" Бояринцева называют зеркалом русского хиппизма, Наталья
Медведева писала, о нем как человеке, который знает все и всех... Василий Лонг
директорствовал в одном из первых еще советских рок-магазинов «Давай! Давай!», администрировал в группе
«ДК», а также написал о хиппи
сборник рассказов и повесть "Разные слова". Последние
5 лет этот замечательный во всех отношениях человек проживает в городе
Ростове-на-Дону. В общем, мы не могли пройти мимо...
Текст/Сергей
Медведев
Фото/Из архива автора
-
В одном из своих рассказов вы описываете, как в 1971 году власти разогнали
хипповую антивоеннную демонстрацию в Москве...
-
Это была провокация. В Москву должен был приехать американский президент. В
Моссовете выдали список плакатов,
маршрут. Сказали, ребята давайте, раз вы хиппи, протестуйте против войны во
Вьетнаме. И всех повязали.
-
Вас повязали?
-
Это было рядом с Манежной площадью, я там рядом
родился и вырос, знал все проходные дворы. Двоих литовцев с собою вывел.
-
Было страшно?
-
Было ощущение жесткой игры... До этого хиппи винтили, но не в
таких массштабах. Многие, особенно те за кого некому
было заступится, попали в дурдом. Кстати, Гарик Сукачев придумал сказку на эту
тему - фильм "Дом Солнца"... После 1971 года хиппи прищлось либо уйти в жесткий андерграунд,
либо начинать все с нуля... Но к концу 70-х в СССР уже была достаточно
самостоятельная устоявшаяся субкультура хиппи. На Юге России в том числе.
Появились общегородские тусовки, места сборищ, куда
люди приезжали-уезжали. Происходил обмен информацией.
-
Можно оценить количество хиппи в СССР?
-
В областных городах были сотни хиппи. Воронеж, Донецк, Ставрополь... К концу
семидесятых все это дело расползлось по стране и встало на ноги. И когда я
впервые оказался в Ростове...
-
По какой причине?
-
Археология. Для советских хиппи археология была большой палочкой-выручалочкой.
Был закон о тунеядстве, а экспедиция давала
возможность отъесться, отмыться, сделать в трудовой книжке отметку. Считалось,
что экспедиция - это полевые условия, командировка. Значит, по закону о тунеядстве можно было не работать не два месяца, а четыре. И
к тебе не было никаких претензий... В 1975 году я впервые попал в Танаис -
вместе с московской экспедицией доктора исторических наук И.С.Каменецкого.. В 1981 я завернул в Танаис, случайно, но остался на
полтора года... Так вот, Ростов поразил меня абсолютной пустотой. Здесь на
конец 70-х была выжженная земля. Были отдельные персонажи, которых знали и в
Москве. Они рассказывали, что Ростов - пустое место, ни тусовок,
ничего...
-
Каких-то конкретных ростовских персонажей не помните?
-
Был Стандарт, он сам шил диковинные прикиды. Мы
познакомились в 1973 году. Его потом убили в Ростове при неизвестных мне
обстоятельствах. Печальная история... То что в Ростове - выжженая земля я
понял, когда полтора года прожил в Танаисе.
-
Чем вы объясняете этот факт?
-
В Ростове была такая организация "Эстетика. Творчество. Общение" -
ЭТО. На мой взгляд, это аналог нынешних "Наших". В восьмидесятые годы
я имел дело с московской рок-лабораторией, с
рок-клубами. Там тоже проигрывались подобные кагэбэшные сценарии. Имело место
направление энергии в нужное русло. На деле это выглядело так - стоило в городе появиться независимой
интересной персоне, ей предлагалась альтернатива: либо интересная жизнь -
походы, сборища, концерты, самиздат в пределах допустимого, типа Стругацких. В
противном случае - масса неприятностей. Исключалась сама возможность создания
независимой субкультуры. Талантливый педагог Тамбиева (основатель ЭТО -
"Главный") все это создала. Ребятам очень весело и здорово жилось, но
под "крышей".
-
Вы думаете, Тамбиева работала на КГБ?
-
Вполне возможно. Представьте, советское время, молодежная организация... Трудно
представить, молодежную организацию без присмотра. Молодежь сбивали в стаи,
подводили под некий среднестатистический, не опасный для власти уровень. Всех
интересномыслящих независимых ребят туда собирали. В начале 80-х члены ЭТО
часто приезжали в Танаис. Руководством музея-заповедника – Валерий Федорович Чеснок
не даст соврать - были поставлены условия: никаких контактов между нами и ЭТО.
-
Кем - вами?
-
Я там работал и еще двое из хипповой системы.
-
Почему?
-
Потому что им не нужно было соприкосновений с реальной хипповой субкультурой, с
откровенной вольницей.
-
Хорошо, а каковы признаки настоящих хиппи?
-
Прежде всего - независимость. Внешние признаки - длинные волосы, фенечки... Есть интересная на эту тему теория. Хиппи - это
состояние души, в которое может впасть каждый человек в отдельно взятый момент.
Есть люди, которые культивируют в себе это состояние, делают смыслом жизни. Но,
в принципе, это состояние знакомо каждому человеку. Драйвовая импровизационная
музыка середины шестидесятых дала толчок - в такое состояние души стали впадать
миллионы молодых людей...
-
А, что в Краснодаре были хиппи?
-
Да. С 1980 на 1981 я работал в Краснодарском музее. Там была замечательная
мастерская художников, где собирались люди с длинными волосами, приходила и
богема, и чуть ли не комсомолия. Приходили, ночевали, зимовали. Здесь такого не
было... Вот еще вспомнил о хиппи на Дону... Перед
отъездом в Москву, в начале 80-х, я работал в Азовском краеведческом музее. Это
место на хипповой карте СССР было отмечено жирной красной точкой. В тамошнюю
археологическую экспедицию брали всех... А традиций общегородской хипповой тусовки в Ростове нет и сейчас. Как элемента городского
пейзажа в Ростове хиппи нет.
-
А хипповая молодежь есть?
-
Есть.
-
Где же вы ее находите?
-
Чаще они меня сами находят.
-
Сейчас ваш круг общения обусловлен вашими прежними интересами?
-
Конечно. Вот например неделю назад нас навещала
замечательная Дженис из Уфы. Известная
по всей хипповой системе барышня. 24 года. Преподает философию в местном
университете. Вся в фенечках, всю Европу объездила.
Неделю здесь гостила. Как хорошо сказала Умка (она у нас останавливается, когда
приезжает в Ростов), каждому новому поколению нужны свои сказки.
-
Как бы определили героев этой сказки?
-
У каждого сказка своя. Но есть общие герои у каждого поколения. Такие как Джим
Моррисон, Джимми Хендрикс, какие-то еще супер-хипповые персонажи. Есть и наши. Например, Михаил Красноштан, он пропал без вести.
Ярчайшая личность... Завидую нынешним хиппи, которые могут жить, как хотят. А
тогда приходилрсь трудоустраиваться. И вот что интнересно, большинство людей,
котрых я знаю, работали хорошо. Я вот
токарь четвертого разряда, электрик пятого разряда, не считая профессий грузчика, дворника и так
далее. Трудовая книжка вот такой
толщины. Ну и археология. Работали, а куда деваться.
-
А сейчас, чем вы занимаетесь?
-
Литератор. Член Союза Писателей.
-
Как лично вы попали в хиппи?
-
Все очень просто, я родился и вырос в Москве, учился в достаточно престижной
английской школе, рядом были площади Маяковского (Маяк) и Пушкинская (Пушка). Школа была
интересная, новый винил у нас появлялся месяца через два-три после выхода.
"Битлы" шли он-лайн. Ну, и всякие журнальчики. В десятом классе мы
бегали слушать битников - члены "Союза Молодых Гениев" на площади Маяковского
читали стихи. Толчок появлению хиппи в
Москве дал Юра Солнышко, герой фильма Гарика Сукачева. Юрий Юрьевич Бураков. В
1968 году он с родителями – его отец был морским офицером достаточно высокого
ранга - побывал в Швеции. Это был официальный визит советского ВМФ и ехать надо было с семьями. Короче, Юра побывал в
Швеции и приехал оттуда с выпученными глазами... Солнышком его называли, потому
что он был круглолицым...
-
Но с длинными волосами?
-
Ну, тогда это все еще только начиналось... С какими там длинными? И он стал
собирать вокруг себя кружок "цветочной" публики - "солнечную
систему". Потом появилась Система Хиппи или просто Система - независимый
конгломерат людей со своим мировозрением.
-
Как сложилась судьба ваших друзей того времени?
-
По-разному. Есть лучезарные седовласые старцы, а есть деградирующие люди. У
кого - как. У меня - жена, дети, внуки. У меня все в порядке.
-
Насколько хиппи 70-х были политизированы?
-
Как можно было принимать власть, когда все было запрещено, когда волосы
приходилось прятать, музыку где-то добывать? Майка считалась нижним бельем, и
за появление на улице в майке, могли задержать. Как это можно было принимать? Конечно мы завидовали американскому Вудстоку. Джинсы были
американским, но особого проамериканизма не было. У
советских хиппи во главу угла ставилась независимость от Вавилона в целом. Были
и религиозные общины среди хиппи, общины христиан-экуменистов, например. Были и
политические тусовки, типа группы «Доверие». Всех КГБ
потом переловило.
-
Хиппи подразумевают свободную любовь, достаточно простые отношения между
мужчинами и женщинами.
-
А что кроме как у хиппи таких простых отношений нет?
-
Другие слои общества эту идею в открытую не
формулировали.
-
Ну разве что не формулировали... Но среднестатистическую
хиппушку обвинить в блядстве было довольно сложно.
-
Как проходил день среднестатистического хиппи в
СССР.
-
Очень по-разному. Были стритовые хиппи, флэтовые. Еще какие-то.
-
Что такое стритовые? Они ночевали на улице?
-
В подъезде, иногда. Были люди на "аске". Была такая формулировка:
"Аск-дринк, аск-дринк, аск, дринк, дринк, дринк, аут".
-
"Дринк" от слова пить?
-
Ну, да.
-
То есть алкоголики. А флэтовые жили в доме?
-
Они собирались на квартирах. Конспирация, все такое. Слушали музыку. Были и
откровенные торчки.
-
Есть хиппи, которые достигли вершин социальной лестницы?
-
Я фамилий из телевизора не знаю. Но кто-то из кремлевского окружения хвастался
симпатиями к хиппи.
-
Но не Сурков, надеюсь?
-
Надеюсь. Но я их фамилий не знаю.
-
Какая-то эволюция ваших взглядов имела место за это время? Куда приводят идеи
хиппи?
-
К себе, наверное.
-
У вас в живой журнале написано, что автор -
"православный хиппи".
-
Мы с женой, с которой, кстати, познакомились в Танаисе, двенадцать лет прожили
рядом с монастырём Оптина Пустынь. У меня сын семинарию закончил. В Оптиной Пустыни значительная часть братии -
бывшие хиппи. У отца Сергия Рыбко рок-клуб в Москве. В душе он по-прежнему
хиппи.
-
Что значит, "быть в душе по-прежнему хиппи"?
-
Надо культивировать состояние внутренней свободы и независимости. Почему не
быть православным хиппи? Вспомните, конец 60-х. Мощнейшая
Джисус-революция. Джисус Храйст -
суперстар.
-
Если человек называл себя хиппи, то это, наверное, подразумевало и гонения.
-
Конечно.
-
А лично вас как притесняли?
-
В основном - дурдом. И если уж один раз туда попал, то
попадешь еще. Отправляли по любому поводу. На месяц, на два, на три. Там было
очень весело. Собиралась интересная публика. Обязательно был кто-нибудь из своих.
-
Но были и чужие, опасные.
-
Мы находили как-то общий язык. Жестких приключений не было. Плохо что решетки
на окнах. А так - кормили хорошо, оттуда все толстые выходили, джинсы не
застегивались. "Колеса" мы выплевывали. Врачи понимали, что имеют
дело с нормальными людьми. Конечно, власти могли отдать приказ
"заколоть". Тогда закалывали. Но это были в основном диссиденты.... Дурдомом социум снимал с себя ответственность. Ну что возьмешь с этого человека, если он раздает цветочки
на улице. Чудили по всякому. В основном импровизации. Лозунги малевали.
-
Какие лозунги?
- Make Love, Not War. Что же
еще?