Личный опыт

 

Хиппи Лонг Лайф

 

Василия "Лонга" Бояринцева называют зеркалом русского хиппизма, Наталья Медведева писала, о нем как человеке, который знает все и всех... Василий Лонг директорствовал в одном из первых еще советских рок-магазинов «Давай! Давай!», администрировал в группе «ДК», а также написал о хиппи сборник рассказов и повесть "Разные слова". Последние 5 лет этот замечательный во всех отношениях человек проживает в городе Ростове-на-Дону. В общем, мы не могли пройти мимо...

 

 

Текст/Сергей Медведев

Фотоз архива автора

 

 

- В одном из своих рассказов вы описываете, как в 1971 году власти разогнали хипповую антивоеннную демонстрацию в Москве...

- Это была провокация. В Москву должен был приехать американский президент. В Моссовете  выдали список плакатов, маршрут. Сказали, ребята давайте, раз вы хиппи, протестуйте против войны во Вьетнаме. И всех повязали.

- Вас повязали?

- Это было рядом с Манежной площадью, я там рядом родился и вырос, знал все проходные дворы. Двоих литовцев с собою вывел.

- Было страшно?

- Было ощущение жесткой игры... До этого хиппи винтили, но не в таких массштабах. Многие, особенно те за кого некому было заступится, попали в дурдом. Кстати, Гарик Сукачев придумал сказку на эту тему -  фильм "Дом Солнца"... После 1971 года хиппи прищлось либо уйти в жесткий андерграунд, либо начинать все с нуля... Но к концу 70-х в СССР уже была достаточно самостоятельная устоявшаяся субкультура хиппи. На Юге России в том числе. Появились общегородские тусовки, места сборищ, куда люди приезжали-уезжали. Происходил обмен информацией.

- Можно оценить количество хиппи в СССР?

- В областных городах были сотни хиппи. Воронеж, Донецк, Ставрополь... К концу семидесятых все это дело расползлось по стране и встало на ноги. И когда я впервые оказался в Ростове...

- По какой причине?

- Археология. Для советских хиппи археология была большой палочкой-выручалочкой. Был закон о тунеядстве, а экспедиция давала возможность отъесться, отмыться, сделать в трудовой книжке отметку. Считалось, что экспедиция - это полевые условия, командировка. Значит, по закону о тунеядстве можно было не работать не два месяца, а четыре. И к тебе не было никаких претензий... В 1975 году я впервые попал в Танаис - вместе с московской экспедицией доктора исторических наук И.С.Каменецкого.. В 1981 я завернул в Танаис, случайно, но остался на полтора года... Так вот, Ростов поразил меня абсолютной пустотой. Здесь на конец 70-х была выжженная земля. Были отдельные персонажи, которых знали и в Москве. Они рассказывали, что Ростов - пустое место, ни тусовок, ничего... 

- Каких-то конкретных ростовских персонажей не помните?

- Был Стандарт, он сам шил диковинные прикиды. Мы познакомились в 1973 году. Его потом убили в Ростове при неизвестных мне обстоятельствах. Печальная история... То что в Ростове - выжженая земля я понял, когда полтора года прожил в Танаисе. 

- Чем вы объясняете этот факт?

- В Ростове была такая организация "Эстетика. Творчество. Общение" - ЭТО. На мой взгляд, это аналог нынешних "Наших". В восьмидесятые годы я имел дело с московской рок-лабораторией, с рок-клубами. Там тоже проигрывались подобные кагэбэшные сценарии. Имело место направление энергии в нужное русло. На деле это выглядело так  - стоило в городе появиться независимой интересной персоне, ей предлагалась альтернатива: либо интересная жизнь - походы, сборища, концерты, самиздат в пределах допустимого, типа Стругацких. В противном случае - масса неприятностей. Исключалась сама возможность создания независимой субкультуры. Талантливый педагог Тамбиева (основатель ЭТО - "Главный") все это создала. Ребятам очень весело и здорово жилось, но под "крышей".

- Вы думаете, Тамбиева работала на КГБ?

- Вполне возможно. Представьте, советское время, молодежная организация... Трудно представить, молодежную организацию без присмотра. Молодежь сбивали в стаи, подводили под некий среднестатистический, не опасный для власти уровень. Всех интересномыслящих независимых ребят туда собирали. В начале 80-х члены ЭТО часто приезжали в Танаис. Руководством музея-заповедника – Валерий Федорович Чеснок не даст соврать - были поставлены условия: никаких контактов между нами и ЭТО.

- Кем - вами?

- Я там работал и еще двое из хипповой системы.

- Почему?

- Потому что им не нужно было соприкосновений с реальной хипповой субкультурой, с откровенной вольницей.

- Хорошо, а каковы признаки настоящих хиппи?

- Прежде всего - независимость. Внешние признаки - длинные волосы, фенечки... Есть интересная на эту тему теория. Хиппи - это состояние души, в которое может впасть каждый человек в отдельно взятый момент. Есть люди, которые культивируют в себе это состояние, делают смыслом жизни. Но, в принципе, это состояние знакомо каждому человеку. Драйвовая импровизационная музыка середины шестидесятых дала толчок - в такое состояние души стали впадать миллионы молодых людей...

- А, что в Краснодаре были хиппи?

- Да. С 1980 на 1981 я работал в Краснодарском музее. Там была замечательная мастерская художников, где собирались люди с длинными волосами, приходила и богема, и чуть ли не комсомолия. Приходили, ночевали, зимовали. Здесь такого не было... Вот еще вспомнил о хиппи на Дону... Перед отъездом в Москву, в начале 80-х, я работал в Азовском краеведческом музее. Это место на хипповой карте СССР было отмечено жирной красной точкой. В тамошнюю археологическую экспедицию брали всех... А традиций общегородской хипповой тусовки в Ростове нет и сейчас. Как элемента городского пейзажа в Ростове хиппи нет.

- А хипповая молодежь есть?

- Есть.

- Где же вы ее находите?

- Чаще они меня сами находят.

- Сейчас ваш круг общения обусловлен вашими прежними интересами?

- Конечно. Вот например неделю назад нас навещала замечательная Дженис из Уфы.  Известная по всей хипповой системе барышня. 24 года. Преподает философию в местном университете. Вся в фенечках, всю Европу объездила. Неделю здесь гостила. Как хорошо сказала Умка (она у нас останавливается, когда приезжает в Ростов), каждому новому поколению нужны свои сказки.

- Как бы определили героев этой сказки?

- У каждого сказка своя. Но есть общие герои у каждого поколения. Такие как Джим Моррисон, Джимми Хендрикс, какие-то еще супер-хипповые персонажи. Есть и наши. Например, Михаил Красноштан, он пропал без вести. Ярчайшая личность... Завидую нынешним хиппи, которые могут жить, как хотят. А тогда приходилрсь трудоустраиваться. И вот что интнересно, большинство людей, котрых я знаю, работали хорошо.  Я вот токарь четвертого разряда, электрик пятого разряда,  не считая профессий грузчика, дворника и так далее.  Трудовая книжка вот такой толщины. Ну и археология. Работали, а куда деваться.

- А сейчас, чем вы занимаетесь?

- Литератор. Член Союза Писателей.

- Как лично вы попали в хиппи?

- Все очень просто, я родился и вырос в Москве, учился в достаточно престижной английской школе, рядом были площади Маяковского (Маяк) и Пушкинская (Пушка). Школа была интересная, новый винил у нас появлялся месяца через два-три после выхода. "Битлы" шли он-лайн. Ну, и всякие журнальчики. В десятом классе мы бегали слушать битников - члены "Союза Молодых Гениев" на площади Маяковского читали стихи.  Толчок появлению хиппи в Москве дал Юра Солнышко, герой фильма Гарика Сукачева. Юрий Юрьевич Бураков. В 1968 году он с родителями – его отец был морским офицером достаточно высокого ранга - побывал в Швеции. Это был официальный визит советского ВМФ и ехать надо было с семьями. Короче, Юра побывал в Швеции и приехал оттуда с выпученными глазами... Солнышком его называли, потому что он был круглолицым...

- Но с длинными волосами?

- Ну, тогда это все еще только начиналось... С какими там длинными? И он стал собирать вокруг себя кружок "цветочной" публики - "солнечную систему". Потом появилась Система Хиппи или просто Система - независимый конгломерат людей со своим мировозрением.

- Как сложилась судьба ваших друзей того времени?

- По-разному. Есть лучезарные седовласые старцы, а есть деградирующие люди. У кого - как. У меня - жена, дети, внуки. У меня все в порядке.

- Насколько хиппи 70-х были политизированы?

- Как можно было принимать власть, когда все было запрещено, когда волосы приходилось прятать, музыку где-то добывать? Майка считалась нижним бельем, и за появление на улице в майке, могли задержать. Как это можно было принимать? Конечно мы завидовали американскому Вудстоку. Джинсы были американским, но особого проамериканизма не было. У советских хиппи во главу угла ставилась независимость от Вавилона в целом. Были и религиозные общины среди хиппи, общины христиан-экуменистов, например. Были и политические тусовки, типа группы «Доверие». Всех КГБ потом переловило.

- Хиппи подразумевают свободную любовь, достаточно простые отношения между мужчинами и женщинами.

- А что кроме как у хиппи таких простых отношений нет?

- Другие слои общества эту идею в открытую не формулировали.

- Ну разве что не формулировали... Но среднестатистическую хиппушку обвинить в блядстве было довольно сложно.

- Как проходил день среднестатистического хиппи в  СССР.

- Очень по-разному. Были стритовые хиппи, флэтовые. Еще какие-то.

- Что такое стритовые? Они ночевали на улице?

- В подъезде, иногда. Были люди на "аске". Была такая формулировка: "Аск-дринк, аск-дринк, аск, дринк, дринк, дринк, аут".

- "Дринк" от слова пить?

- Ну, да.

- То есть алкоголики. А флэтовые жили в доме?

- Они собирались на квартирах. Конспирация, все такое. Слушали музыку. Были и откровенные торчки.

- Есть хиппи, которые достигли вершин социальной лестницы?

- Я фамилий из телевизора не знаю. Но кто-то из кремлевского окружения хвастался симпатиями к хиппи.

- Но не Сурков, надеюсь?

- Надеюсь. Но я их фамилий не знаю.

- Какая-то эволюция ваших взглядов имела место за это время? Куда приводят идеи хиппи?

- К себе, наверное.

- У вас в живой журнале написано, что автор - "православный хиппи".

- Мы с женой, с которой, кстати, познакомились в Танаисе, двенадцать лет прожили рядом с монастырём Оптина Пустынь. У меня сын семинарию закончил.  В Оптиной Пустыни значительная часть братии - бывшие хиппи. У отца Сергия Рыбко рок-клуб в Москве. В душе он по-прежнему хиппи.

- Что значит, "быть в душе по-прежнему хиппи"?

- Надо культивировать состояние внутренней свободы и независимости. Почему не быть православным хиппи? Вспомните, конец 60-х. Мощнейшая Джисус-революция.  Джисус Храйст - суперстар.

- Если человек называл себя хиппи, то это, наверное,  подразумевало и гонения.

- Конечно.

- А лично вас как притесняли?

- В основном - дурдом. И если уж один раз туда попал, то попадешь еще. Отправляли по любому поводу. На месяц, на два, на три. Там было очень весело. Собиралась интересная публика. Обязательно был кто-нибудь из своих.

- Но были и чужие, опасные.

- Мы находили как-то общий язык. Жестких приключений не было. Плохо что решетки на окнах. А так - кормили хорошо, оттуда все толстые выходили, джинсы не застегивались. "Колеса" мы выплевывали. Врачи понимали, что имеют дело с нормальными людьми. Конечно, власти могли отдать приказ "заколоть". Тогда закалывали. Но это были в основном диссиденты.... Дурдомом социум снимал с себя ответственность. Ну что возьмешь с этого человека, если он раздает цветочки на улице. Чудили по всякому. В основном импровизации. Лозунги малевали.

- Какие лозунги?

- Make Love, Not War. Что же еще?

 

 

журнал "Кто Главный" №68 9 2011 (Ростов на Дону)

 

 

Назад

 

 

 

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz