Звезда ДК.

Сняли с пресловутого подпольного рока последние оковы, и… стало скучно. Целая плеяда блистательных героев андеграунда канула в Лету вместе с недоброй памяти недавним прошлым.

Новые же кумиры, лишённые этого ореола таинственности, кажутся порой пресноватыми, несмотря на крутизну и эпатаж.

Впрочем, одна команда ещё не перестала будоражить умы. Какие только легенды не слагаются до сих пор вокруг неё, известной с самых что ни на есть “подпольных” времён.

…Сегодня “ДК” стали чуть доступнее заинтересованному слушателю. Практически все альбомы изданы большими тиражами, в периодике появились статьи лидера группы С.Жарикова о проблемах “русского рока” и ещё много о чём. По телевизору, в программе “Экзотика” прошёл сюжет об истории группы, с Жариковым же в главной роли.

Но элемент таинственности вокруг “ДК” не исчезает. Это обусловлено, в первую очередь, тем, что весь последний период – это сугубо студийный коллектив, работавший в стиле, который они сами определили как “радиотеатр”. В этих программах широко использовались, наряду с песенным материалом, самые неожиданные приёмы – от мелодекламации до коллажей из речей политических деятелей, от самого крутого панк-рока до классики.

Все последние работы “ДК” строго выдержаны в духе русского патриотизма, тема возрождения национального самосознания проходит красной нитью как через смысловой, так и через музыкальный ряд каждой программы группы.

Среди поклонников “ДК” и джазмены-авангардисты, получающие эстетическое удовольствие от необычного, всегда нового звучания группы, и патриотически настроеная часть молодёжи, находящая в творчестве “ДК” созвучные им политические оценки, и, конечно, наиболее радикально настроенная часть “рок-тусовки”, которой импонирует “крутизна” затрагиваемых группой проблем.

Последний, тридцать третий по счёту, альбом называется “Пожар в мавзолее”. Судя по неожиданно быстрой реакции на него, причём как челябинских меломанов, так и столичных панков – альбом получился удачным. Хорош вокал И,Белова, сильна подборка документального материала, удачно использованы в контексте сюжета фрагменты из произведений Скрябина и Прокофьева. Нельзя не отметить и великолепную общую режиссуру программы – сорок пять минут звучания проходят на одном дыхании.

Персоны, населяющие “Пожар…”, на первый взгляд, пугающе гротескны. Чего, например, стоит такое:

Ухватив головку детску,

Стал её зубами мять,

Стал порочить власть советску

Лидер общества “Память”.

Или образ мечтательного палача “эпохи сталинизма”:

С каким же счастьем я

В рассветный час июля

Всадил тебе три новеньких

блестящих пули

В тот долгожданный год –

тридцать седьмой.

Но вот фигура из совсем иного времени, гораздо более близкая:

В битлосне разгляжу Мессию,

Как Христос волоса отпущу.

Неформальный я и красивый,

Только Сталина не прощу.

Бесподобен монтаж из речей Хрущёва, договаривающегося в словесном жонглировании до полного абсурда. Но почему эти, и многие другие “герои” альбома так естественны и так легко узнаваемы? Не потому ли, что это всего лишь череда жутковатых стереотипов, сложившихся в долгие годы подавляемом, а теперь воспалённом сознании обывателя, эдакая распоясавшаяся колода игральных карт из “Алисы в зазеркалье”?

К концу “Пожара в мавзолее” пессимизм слушателя должен достичь апогея, но вот тут-то вдруг мощным аккордом звучит завершающая композиция альбома – “Кто разрушил тебя, златоглавая Русь?”

Во время всеобщего рок-упадка богатое наследие группы “ДК” завоёвывает всё новых поклонников. Возможно, секрет успеха в мировоззренческих аспектах их творчества? А значит, идея “русского рока” – не миф, ведь именно на этой скале так уверенно покоится твердыня, всё чаще называемая “феноменом ДК”.

 

“Советский Патриот” №26(6005) 1990г.

                                                                                                                    Назад

Hosted by uCoz