Владимир Марочкин

Путешествие в Оптину Пустынь

 

В чреве нашего "Жигуля" что-то постоянно бурчало и ломалось. В довершение всего за Калугой, уже в непосредственной близости от цели поездки, мы свернули не на ту дорогу и едва не уехали в неизвестном направлении. Только вдруг у всех как-то разом возникло беспокойство, что едем не туда, и водитель наш Гена Ратников, да и водитель второй машины, Толик - звукооператор "ДК" -повернули обратно к развилке. Опытные люди предупреждали нас, что силы добра и зла здесь вышли на поверхность и ведут откры­тую борьбу, и вот мы в эту борьбу включи­лись. Но добрые силы нам помогли, и спустя час заиграли за рекой монастырские огни, и дождь кончился, и звезды на небе зажглись, и такая нас охватила благодать, что никаким пером не описать, но каждый, кто с добром сюди придет, ее почувствует...

И недаром, наверное, в августе позапрош­лого года собрался под стенами Оптиной Пу­стыни лагерь хиппи: человек сорок из Москвы, Астрахани, Владивостока и других городов. Одни приехали после побоища в Гурзуфе, дру­гие, прослышав о нем, сразу поехали сюда, а не в Крым. Но, в принципе, конечно, все знали, что прием здесь будет радушным.

Еще зимой, к Рождеству, по старым ад­ресам "олдовых" людей Системы начали при­ходить посылки с Евангелием и другой православной литературой. Стали наводить справки - и след привел в Оптину пустынь к отцу Сергию. Вспомнили и отправителя - в Системе его называли "Террорист". Десять лет назад он исчез, и вот судьба привела его в Оптинскую обитель.

Об отце Сергии уже рассказывают леген­ды. Одна - главная о том, что он первым из монахов Обители обнаружил, что миррото-чит икона Божьей матери. Другая касается еже лагеря хиппи. Обитель в то лето разде­лилась на принявших и не принявших такое соседство. Четверо иеромонахов пошли к от­цу игумену с жалобой. Отец Игумен их не поддержал, однако повелел перенести лагерь от монастырских стен к озеру. Тогда-то и пророчествовал отец Сергий, что трое из этих иеромонахов вскоре покинут Обитель. Про­шло полгода, и трое по разным причинам уехали в другие епархии...

"Странно, откуда взялось такое неприя­тие хиппи у этих людей? Ведь монастырь . привечает даже убогих?" - спросил я у отца Сергия. "Но ведь монахи тоже были обычны­ми советскими людьми, - ответствовал он мне, - А советская пропаганда уже много лет вну­шает, что хиппи - это плохо."

Отец Сергий: невысок ростом, русобо­род, взгляд светел, кроток, но тверд, голос не громок, но уверен. В нем действительно со­крыта какая-то могучая сила. Когда он, благославляя, вознес над моим челом крестное знамение, будто токи пронзили всего меня. Живительные токи. (И надо сказать, что по­сле его благословления обратную дорогу мы проделали без приключений, хотя была ночь, лил дождь и асфальт был мокрым.)

...А лагерю хиппи пришлось встретиться у озера с местными гопниками, которых еще везде хватает. Это было воспринято, как но­вое испытание. И отец Сергий предложил всем принять крещение. Кто-то, принадле­жа к другим конфессиям, отказался и уехал, другие исповедались и на следующий день , отец Сергий окрестил их согласно старинному монастырскому ритуалу в озере, сам в рясе заходя в воду по шейку.

Быт обители меня поразил. Живут здесь молодые люди, до тридцати, и глубокие стар­цы, знавшие, наверно, еще самого патриарха Тихона. Таким образом через поколение осу­ществилась связь поколений. Молодые мона­хи в Оптиной служат как-то особенно истово, рьяно соблюдая канонические монашеские обряды, что придает службе особую откро­венность и красоту. Еще недавно все здесь было в разрухе, но вот и храм, и кельи вос­становлены и уже звоницу с молитвами за­вершают. Кельи - светлые, уютные. Во многих - магнитофоны. На кассетах, правда, не "Битлз" или "Лед Зеппелин", но, например, двадцать вариантов Всенощной на разных языках. За­то, рассказывают, на колоколах пытаются подбирать "Генезис" и "Кинг Кримсон". (Это не кощунство вовсе, а просто жизнь здесь так устроена.) И в самой обители, и вокруг нее очень много молодежи: художников, поэтов, хиппи, просто молодых людей. Очень многих привлекает необыкно­венная, едва не забытая монастыр­ская атмосфера. Детей своих на каникулы сюда присылают. Мир­ская суета исчезает здесь, ведь до Бо­га близко. Например, мода здесь исчезает. Одеваются все просто, лишь бы удобно было. Мы и сами последовали всеобщему примеру, об­наружив, что переоделись, лишь ког­да надо было собираться в обратный путь.

"Мне всегда казалось, - спраши­ваю я у отца Сергия, - что Система в какой-то степени готовит своих чле­нов к христианству, по крайней мере там всегда можно было читать книги, которые в миру достать было невоз­можно." - "Это не совсем так, ведь среди хиппи есть представители раз­личных конфессий,- неспешно отве­чает мой собеседник. - Нас в Пушкинской Системе (Пушкино -это город под Москвой - В.М.) было четыре человека и трое приняли сан. Один - в Кемерово, другой - в Ива­новской епархии, и я - здесь. Но ни­каких религиозных книг кроме Библии я что-то не припоминаю. Это все промысел Божий, а пути Господ­ни неисповедимы."

"И все же мне кажется, - продол­жаю упорствовать я, - что есть нечто общее в Системе и жизни монастыр­ской?" Отец Сергий не спешит с отве­том, молчит какое-то время и лишь потом отвечает: "Да. Например, и в тусовке и в монастыре все общее. Даю я, скажем, читать кому-нибудь книгу и она может вернуться ко мне спустя год от совер­шенно незнакомого мне человека, сделав ог­ромный круг... .Если бы не блуд и наркотики! Блуд и наркотики губят все. Люди гибнут. Только за последние полгода мне пришлось вычеркнуть четыре адреса из моей записной книжки."

"Слушаете ли Вы рок-музыку, бываете ли на тусовках?" "Нет, не слушаю и не бы­ваю. Я слабый человек и боюсь соблазна. Мно­гие меня принимают за хиппи, но это ошибка: я просто хорошо к ним отношусь, ибо сам был одним из них."

Разговор с отцом Сергиему меня, к сожа­лению, был недолгим. Режим в монастыре строгий, и ему надо было спешить отправ­лять свои обязанности, как священнослужи­телю. Но прощаясь, он сказал важную вещь:  "Конечно, я должен пойти по флэтам и тусов­кам, но это уже апостольский подвиг. ...Ког­да-нибудь, может быть."

      Зато к нему едут люди со всей страны. "Олдовики" привозят своих младших сестер-братьев для крещения именно в Оптиной пу­стыни. Конечно, это очень здорово - окреститься в святом месте. Сидящие на игле здесь пере­ламывают себя и бросают наркотики. Это страшно больно, но в Оптиной Пустыни дух находит дополнительные резервы, чтобы по­бедить соблазн. Мы встретили в обители ста­рого известного тусовщика из Владивостока Папу Сережу. Он привез крестить юного брата лет семнадцати. С удивлением и радо­стью узнал я, что они там, во Владивостоке, слушают мои радиопередачи и знают о жур­нале.

По правде говоря, мы тоже приехали сю­да не только из любопытства. Вася Бояринцев привез молоденькую девчушку художницу-хиппарку, чтобы ее окрестил отец Сергий. Но когда она уже исповедалась, у нее начались "месячные". Дней на десять раньше срока. Это все проделки Колченого. Здесь, в Обите­ли добрые и злые силы вышли на поверх­ность и между ними идет борьба. И если Князь мира сего чувствует, что проигрывает, то он начинает делать мелкие гадости: ущип­нет, пнет, подножку подставит. Вот и сейчас, видя, какой поток молодых людей устремил ся в Оптину пустынь, он исподтишка решил обидеть отца Сергия. Ведь женщина в этом состоянии не то, чтоб обряд совершать, вооб­ще в храме находиться не может. Загрустил, конечно, отец Сергий, но лишь тихо, одними, губами сказал:"Очень жаль..."

Но мы победим! Три года обещано Руси летать над пропастью. Но мы победим! И по­беда начнется именно здесь, в Оптикой пус­тыни!

 

P.S. ВАСИЛИЙ БОЯРИНЦЕВ: "Володь, а ты забыл что ли, как мы застряли уже в самой Оптиной, толкаем-толкаем - и ни туда, ни сюда. И тут подходит к нам благообразная такая дама и говорит: "Вы все делаете неправильно!" - "Что значит неправильно? А как надо?.." - "Да очень просто!" Она прочитала молитву: "Пресвятая Богородице, спаси и помоги!" - и говорит: "Вот теперь попробуйте!" Мы толкнули - и машина поехала...

 

Журнал «Русский Рок» №1  1991г.

 

 

P.P.S.  Между прочим, ту «благообразную даму» звали… Нина Александровна Павлова, которая много лет спустя написала замечательную книгу «Пасха Красная» о тех самых временах Оптиной Пустыни, и чьи рассказы можно почитать чуть ниже…

(В.Б. 2004г.)

 

Назад

 

 

Hosted by uCoz